Портрет примы: Виктория Терешкина

Среди деятелей искусств, недавно награжденных званием «Народный артист Российской Федерации», оказалась прима-балерина Мариинского театра.

Портрет примы: Виктория Терешкина | Фото: Мариинский театр / Наталья Разина / 2014 год

Фото: Мариинский театр / Наталья Разина / 2014 год

Природа не обидела эту балерину ни статью, ни темпераментом, ни обаянием, что важно для танцовщицы, занимающей уже много лет одно из ведущих положений в труппе. Терешкина была и остается неповторимой - элегантная удлиненность линий, огромный шаг, полетный прыжок, стремительность туров и умение властно притягивать к себе зрительское внимание. И ко всему внутренняя собранность, умение подвергнуть анализу и успех, и просчет.

Терешкина окончила Академию русского балета имени А. Я. Вагановой по классу профессора Марины Александровны Васильевой, педагога требовательного и мудрого, закаленного в сложном репертуаре академического театра. С юных лет Виктория усвоила благородный стиль петербургской школы танца, безукоризненность технического исполнения.

Ее путь в искусство начался в Красноярске, где Виктория с четырех лет занималась художественной гимнастикой. Уже тогда она узнала, что такое поражение и что такое победа. Там она и решила стать балериной, поступив в Красноярское хореографическое училище. В Петербург, куда ее пригласили для завершения образования в Академии Вагановой, она приехала в шестнадцать лет, одна, без родительской опеки.

После окончания академии юную балерину приняли в труппу Мариинского театра, где уже в первый сезон ей поручили роль Худышки, злой сестры Золушки, в балете Алексея Ратманского. В том же спектакле были заняты Диана Вишнева и Юлия Махалина. И танцевать с ними в одном ансамбле стало немалым испытанием для юной балерины. Но еще большим «тестом на прочность» стали гастроли в Англии, когда Терешкиной в срочном порядке пришлось заменить отсутствующих звезд и подготовить партию Одетты-Одиллии в «Лебедином озере». Молодая танцовщица отлично справилась с ролью, которая навсегда вошла в ее репертуар.

Количество партий, исполненных балериной, не счесть. Она участвовала почти во всех премьерах театра, создав образы в сочинениях таких разных мастеров, как Мариус Петипа и Джордж Баланчин, Юрий Григорович и Анжелен Прельжокаж, Фредерик Аштон и Уэйн Макгрегор. Среди этой галереи характеров и судеб есть у артистки и свои предпочтения. Словно вихрь появляется на сцене ее Китри в балете «Дон Кихот», ее выход - это и вызов, и обещание тех хореографических сокровищ Петипа, которые она рассыпает перед зрителями. Каждый испанский мотив танцовщица метит прыжком, с азартом взмывает на гребне его набежавших волн...

В мир трагических переживаний погружает зрителей танцовщица в образе царицы Мехменэ Бану в балете Юрия Григоровича «Легенда о любви». Рисунок танца, то острый, как восточная клинопись, то певучий и нежный, исполнен силы чувств. В этой партии танец Терешкиной покоряет великолепно координированным телом, упругостью туго, как тетива, натянутых рук, движениями, вибрирующими, словно летящая стрела.

В балете Джорджа Баланчина «Драгоценности» «Бриллианты» с участием Терешкиной (на снимке) занимают ведущее место. Рафинированный классический танец она наполняет светлой печалью, все эмоции внутри, лишь тень улыбки - знак невозможного счастья.

Одна из последних премьерных ролей Терешкиной - Хозяйка Медной горы в балете Юрия Григоровича «Каменный цветок». Роль словно создана для Терешкиной, танцовщица блистает в этой партии, она неотразимо притягательна и в облике ящерицы, и в образе любящей женщины. Впервые после легендарной Аллы Осипенко, выступившей на премьере в 1957 году, партия Хозяйки нашла идеальную исполнительницу.

Виктория Терешкина гармонична не только на сцене, но и в жизни, мудро сочетая сцену и семью. Ее муж Артем Шпилевский, выпускник Академии Вагановой, танцевал в Мариинском театре, в театрах Германии, Кореи, завершив свою карьеру в Большом театре России. Он окончил Институт международных отношений и открыл свой бизнес. В семье растет дочь, которой родители дали древнеславянское имя Милада, сочетающее два слова «милая» и «ладная». Эти слова вполне подходят и для определения характера и духовного склада самой Виктории Терешкиной. 

Материал был опубликован в газете под № 091 (6200) от 24.05.2018 под заголовком «Бриллиант из россыпи драгоценностей».

#балет #Мариинский театр #портрет

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 091 (6200) от 24.05.2018.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.