Портрет примы: Виктория Терешкина

Среди деятелей искусств, недавно награжденных званием «Народный артист Российской Федерации», оказалась прима-балерина Мариинского театра.

Портрет примы: Виктория Терешкина | Фото: Мариинский театр / Наталья Разина / 2014 год

Фото: Мариинский театр / Наталья Разина / 2014 год

Природа не обидела эту балерину ни статью, ни темпераментом, ни обаянием, что важно для танцовщицы, занимающей уже много лет одно из ведущих положений в труппе. Терешкина была и остается неповторимой - элегантная удлиненность линий, огромный шаг, полетный прыжок, стремительность туров и умение властно притягивать к себе зрительское внимание. И ко всему внутренняя собранность, умение подвергнуть анализу и успех, и просчет.

Терешкина окончила Академию русского балета имени А. Я. Вагановой по классу профессора Марины Александровны Васильевой, педагога требовательного и мудрого, закаленного в сложном репертуаре академического театра. С юных лет Виктория усвоила благородный стиль петербургской школы танца, безукоризненность технического исполнения.

Ее путь в искусство начался в Красноярске, где Виктория с четырех лет занималась художественной гимнастикой. Уже тогда она узнала, что такое поражение и что такое победа. Там она и решила стать балериной, поступив в Красноярское хореографическое училище. В Петербург, куда ее пригласили для завершения образования в Академии Вагановой, она приехала в шестнадцать лет, одна, без родительской опеки.

После окончания академии юную балерину приняли в труппу Мариинского театра, где уже в первый сезон ей поручили роль Худышки, злой сестры Золушки, в балете Алексея Ратманского. В том же спектакле были заняты Диана Вишнева и Юлия Махалина. И танцевать с ними в одном ансамбле стало немалым испытанием для юной балерины. Но еще большим «тестом на прочность» стали гастроли в Англии, когда Терешкиной в срочном порядке пришлось заменить отсутствующих звезд и подготовить партию Одетты-Одиллии в «Лебедином озере». Молодая танцовщица отлично справилась с ролью, которая навсегда вошла в ее репертуар.

Количество партий, исполненных балериной, не счесть. Она участвовала почти во всех премьерах театра, создав образы в сочинениях таких разных мастеров, как Мариус Петипа и Джордж Баланчин, Юрий Григорович и Анжелен Прельжокаж, Фредерик Аштон и Уэйн Макгрегор. Среди этой галереи характеров и судеб есть у артистки и свои предпочтения. Словно вихрь появляется на сцене ее Китри в балете «Дон Кихот», ее выход - это и вызов, и обещание тех хореографических сокровищ Петипа, которые она рассыпает перед зрителями. Каждый испанский мотив танцовщица метит прыжком, с азартом взмывает на гребне его набежавших волн...

В мир трагических переживаний погружает зрителей танцовщица в образе царицы Мехменэ Бану в балете Юрия Григоровича «Легенда о любви». Рисунок танца, то острый, как восточная клинопись, то певучий и нежный, исполнен силы чувств. В этой партии танец Терешкиной покоряет великолепно координированным телом, упругостью туго, как тетива, натянутых рук, движениями, вибрирующими, словно летящая стрела.

В балете Джорджа Баланчина «Драгоценности» «Бриллианты» с участием Терешкиной (на снимке) занимают ведущее место. Рафинированный классический танец она наполняет светлой печалью, все эмоции внутри, лишь тень улыбки - знак невозможного счастья.

Одна из последних премьерных ролей Терешкиной - Хозяйка Медной горы в балете Юрия Григоровича «Каменный цветок». Роль словно создана для Терешкиной, танцовщица блистает в этой партии, она неотразимо притягательна и в облике ящерицы, и в образе любящей женщины. Впервые после легендарной Аллы Осипенко, выступившей на премьере в 1957 году, партия Хозяйки нашла идеальную исполнительницу.

Виктория Терешкина гармонична не только на сцене, но и в жизни, мудро сочетая сцену и семью. Ее муж Артем Шпилевский, выпускник Академии Вагановой, танцевал в Мариинском театре, в театрах Германии, Кореи, завершив свою карьеру в Большом театре России. Он окончил Институт международных отношений и открыл свой бизнес. В семье растет дочь, которой родители дали древнеславянское имя Милада, сочетающее два слова «милая» и «ладная». Эти слова вполне подходят и для определения характера и духовного склада самой Виктории Терешкиной. 

Материал был опубликован в газете под № 091 (6200) от 24.05.2018 под заголовком «Бриллиант из россыпи драгоценностей».

#балет #Мариинский театр #портрет

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 091 (6200) от 24.05.2018.


Комментарии