«Бренчат кавалергарда шпоры...»

В ГМЗ «Гатчина» открыта выставка «Дорогами славы и побед», посвященная 285-летию создания Конной гвардии.

Работы военным хватает во все времена. А в XVIII – XIX столетиях ее было невпроворот. Храбрый гусар и поэт Денис Давыдов часто цитировал своего боевого товарища генерала Кульнева, сказавшего однажды: «Матушка Россия тем и хороша, что все-таки в каком-нибудь углу да дерутся».

Выставка – для всех, кто интересуется историей нашей армии, оружием, военной униформой.

«Бренчат кавалергарда шпоры...» | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Гвардейцы
в «самоварах»

Глядя на выставленные в витринах и изображенные на картинах и гравюрах мундиры, головные уборы и ботфорты, можно проследить, как менялась военная мода. Забудьте образ современного военного в мешковатом камуфляже и грубых ботинках.

В те времена когда Конная гвардия только зарождалась, вояки еще завивали букли и заплетали косички на париках. А в щеголеватой, нарядной и даже какой-то опереточной с современной точки зрения форме гвардейцев было много элементов, оставшихся от рыцарей. Например, кирасы (воинские доспехи, защищавшие туловище). В XVIII веке кирасы порой даже делали из цельного серебра. Эти доспехи сияли так, что их часто в шутку называли самоварами.

Форма была сколь эффектной, столь и неудобной. Чего стоили облегающие лосины из оленьей кожи или ботфорты, в которых было сложно маршировать, так как они не сгибались. Как бы ни ругали Павла Первого за его преобразования в армии, стоит напомнить, что именно при нем в военный обиход ввели шинель, которая просуществовала без особых изменений вплоть до 90-х годов прошлого века. Она была теплой и вполне удобной. У кавалерии шинель была самой длинной, на нее шло четыре метра сукна. Полы шинели служили попоной для лошади.


Хочешь быть красивым –
поступай в гусары

Строгий «дресс-код» диктовал не только фасоны мундиров и их цвета. Но и внешние черты солдат и офицеров гвардии: рост, цвет волос, глаз. В кавалергарды отбирали высоких красавцев.

Известно, с каким трудом пробивался в полк Денис Давыдов, который всю жизнь страдал из-за невзрачной внешности и маленького роста.

Впрочем, средний рост мужчин в те времена был 1 м 60 см – 1 м 65 см.

Император Николай Первый, который отличался статным телосложением и высоким ростом, не раз сетовал, что, если в начале царствования стоял в первой роте Преображенского полка десятым, то позднее стал первым. Народ, по его мнению, мельчал.

Любопытно, что в гвардию отбирали не только по росту, но и по масти. Об этом рассказывается на выставке.

Так, в Кавалергардском полку служили высокие голубоглазые и сероглазые безбородые блондины. В лейб-гвардии Конном – высокие жгучие брюнеты с усиками. В Кирасирском его величества – высокие рыжие и длинноносые. В Кирасирском ее величества – высокие красивые брюнеты. В лейб-гвардии Драгунском – безбородые шатены. В Уланском его величества – усатые темные шатены и брюнеты. В Уланском ее величества – блондины и рыжие (без бровей). В лейб-гвардии Гусарском – хорошо сложенные шатены (в эскадроне его величества – русобородые).

Можно вспомнить историю, которая произошла с уже упомянутым Денисом Давыдовым. После Отечественной войны 1812 года его перевели в драгуны, назначив командиром конно-егерской бригады. Давыдов подчинился, но, узнав, что егерям не полагается носить усы, взбунтовался. И пожаловался самому императору, написав, что не в силах расстаться с усами. Царь вошел в его положение, и Давыдов был вновь отправлен в гусарский полк.

Выставка завершается портретами унтер-офицеров лейб-гвардии Конного полка, написанными в 1885 году. Чем заканчивалась их жизнь? Пенсии у них не было, но многие гвардейские унтер-офицеры за время службы успевали скопить достаточно денег, чтобы купить дачу в Царском Селе. Уйдя на покой, многие сдавали дачи внаем и безбедно жили.

Солдатам приходилось в старости сложнее. Некоторые заканчивали свою жизнь в богадельне. Но туда было совсем не просто попасть, мест было мало.


Серебряные литавры
и золотая шпага

На выставке есть мемориальные предметы из Суворовского музея. Например, прекрасные серебряные литавры – знаменитый трофей, отбитый русскими военными у шведов во время Полтавской битвы.

А вот наградная шпага, пожалованная великому князю Михаилу Павловичу в 1831 году за подавление польского восстания и разгром польской армии в битве при Остроленке, только называется золотой. Впоследствии великий князь подарил шпагу генералу В. К. Кноррингу, который также принимал участие в усмирении польского мятежа 1831 года и командовал гвардейской кавалерийской дивизией. Позже награда была передана в музей кавалергардов, а после революции 1917 года ее вывезли в Париж. В 1994 году известный русский военный историк исследователь формы одежды Русской императорской армии и сын последнего командира Кавалергардского полка В. В. Звегинцов подарил ее Музею А. В. Суворова.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 009 (5626) от 21.01.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?