Братья по разуму

Дышим глубже: съемки передачи «Игра ума» прекращены потому, что завершился пятый сезон игры. Чем завершился — телезрители увидят 13 июня в 16.35 на «Пятом канале». Наш обозреватель Анастасия ДОЛГОШЕВА побывала на съемках последней передачи и результаты финала дебатов петербургских школ знает, но заранее не разгласит. К тому же это тот самый случаи, когда процесс оказался важнее результата: были опасения, что передача до финала вообще не доживет.

Братья по разуму  |

Редкая птица долетела

О грядущей смерти проекта заговорили в начале 2008 года, то есть в середине года учебного, то есть в самый разгар интеллектуальных состязаний петербургских школ. Разговоры эти печалили, тем более что упокоиться передача должна была не после долгой и продолжительной болезни, а как- то так в расцвете сил.

Первая мысль была — враки все это: закрывать передачу, одну из немногих не калькированных с западных; отмеченную профессионалами («Тэфи- регион»); передачу, вылившуюся в межшкольное движение...

Оказалось, не враки. Сначала закрытие «Игры» объясняли понизившимся рейтингом. И не поспоришь: «Игру ума» я не смотрю — с тех пор как ее перенесли с воскресного раннего дня на пятницу, 16.30, когда у меня другие великие дела найдутся, а у целевой аудитории (старшеклассников, их родителей, учителей) — и подавно. Участники игры — и те любовались своими выступлениями не по ТВ, а на сайте в видеоархиве.

Затем тогдашнее руководство «Пятого» оговорилось: рейтинги ни при чем; просто канал стал федеральным, а «Игра» охватывала исключительно петербургские школы. В Интернете это активно обсуждалось: с одной стороны — действительно, чего это «ИУ» замкнулась на одном городе; с другой — это именно петербургский продукт и даже людям неместным он интересен с точки зрения «вон у них как, в культурной столице». С третьей стороны (могли бы добавить профессионалы), выходить на новые рубежи—значит предварительно выезжать в другие регионы и тренировать тамошние школьные команды. Рады бы, но где деньги взять?

Как бы то ни было, телесезон, как видим, завершился успешно.

5 + 45

...Почти шесть вечера; в коридорах телецентра на Чапыгина с трех дня гудят (т. е. шумят) старшеклассники нескольких петербургских школ; рядом, в маленькой комнате, курят (не школьники — приглашенные эксперты: преподаватели не последних в городе вузов; они, если вы не в курсе, оценивают дебаты).

В углу комнатки телевизор; там показывают все, что сейчас творится в студии: вольные дискуссии школьников на тему «что такое игра ума», «бывает ли ум добрым и злым», «зачем умом играть» и так далее (это вы тоже увидите по ТВ).

Эти дебаты не оцениваются: последняя игра сезона позади, а это десерт, сладкое; дополнение к тому, ради чего мы здесь сегодня собрались, — церемонии награждения победителей пятого сезона.

На самом деле история игры не пятилетняя: все начиналось 40 с лишним лет назад передачей Ленинградского телевидения «Турнир СК», которая продержалась в эфире 15 лет. В последней «Игре ума» сезона вы увидите те исторические кадры 1960 — 1970-х годов; увидите даже, как на один и тот же вопрос отвечают старшеклассники «Турнира СК» и «Игры ума» — и почувствуете разницу. Вы увидите в одном из кадров девочку, которая выросла да стала теперь экспертом «Игры ума». Это Татьяна Константиновна Долинина, директор по маркетингу одной страховой компании.

Студия в будоражащих красных тонах; пять столов (обычно два — с двумя командами- игроками); на столах тортики со свечками. Тортики, понятно, до конца записи недотянут — будут слопаны.

Ведущий, бывший «играумовец», а затем студент физического, а затем еще и филологического факультетов СПбГУ Иван Ямщиков — нарядный, в классическом пиджаке с галстуком, настоятельно просит собравшихся хоть со второго дубля задуть свечки на тортах в унисон.

Антидепрессант

«Искренняя дружба возможна только между людьми с одинаковыми доходами»; «Гражданин не обязан быть патриотом»; «Память делает человека несчастным» — на эти и другие нескучные темы дискутировали старшеклассники в течение этих пяти лет. Отстаивая свою позицию и позицию, быть может, ненавистную: просто так жребий выпал — доказать, что и такая точка зрения имеет право на жизнь. «Игра» учит, как сказала шеф-редактор программы Екатерина Александрова, «сомневаться в собственной правоте».

Утверждать, что аудитория «Игры ума» — школа, не станем. Если в магазине, где телевизоры продают, по всем «ящикам» врубают не успокоительную картинку с рыбками и не новости, а «Игру ума» (бывало такое) — на какую аудиторию рассчитывают?

Да кто ее только не смотрел. Это как с передачей «Гордон», когда не очень ученые, но очень неглупые домохозяйки неприлично глубокой ночью слушали диалоги про всякую там квантовую гравитацию. Не понимали ни-че-го, но уже просмотр передачи наполнял чувством какого-то иррационального самоуважения.

Так и тут. «ИУ» смотрят по разным причинам. Одним интересно, докажут ли школьники, что «Успешный человекдолжен быть трудоголиком»; другим — что у юного поколения, оказывается, есть мозги; третьим — что новое поколение (непонятное для старших во все времена) имеет, в общем, те же понятия о добре и зле, и, значит, с ним можно договариваться.

«Игра ума» — это отдушина для сообразительных телезри- телей-школьников, которым не довелось учиться в дружном и продвинутом классе и остается лишь смотреть на братьев по разуму на ТВ. «Игра ума» — это антидепрессант для взрослых жителей тех микрорайонов, где шприцы в подъездах валяются; для взрослых, которым кажется, что подростков сейчас только таких и делают — с пустыми глазами.

Кто-то на сайте на форуме отметил: если телеэфир прикроют — в чем проблема, пусть вне эфира играют умом, раз так нравится. Во-первых, и так играют. В городе зародилась так называемая Первая лига, которая собирается себе вне телеэфира и играет. В некоторых школах устраивают вообще свои собственные «игры ума» — там спорить могут 6-классники с 9-классниками; к ним примыкают учителя и родители. Но, во-вторых, движение потому и началось, что «по телевизору показали». Это и должно быть «в телевизоре», потому что, повторимся, «ИУ» не только для школ. Это для нас.

Педагогическая поэма

— Меня дома ждут Кьеркегор, Сартр и Бродский, — запыхавшись, докладывает своему педагогу опоздавшая на передачу барышня.

— Хорошая компания, — отвечает педагог. — Правда, первые два не без занудства...

Понятно, что в школах, охваченных «Игрой ума» (не считая тех, кто играет сам по себе, в телеэфир рвутся 25 учебных заведений, а прорываются — 16), — особые отношения с преподавателями. Анна Алексеевна Карцова, профессор химфака СПбГУ и эксперт передачи, сказала участникам игры: «Быть признанными вами дается педагогам гораздо сложнее, чем это давалось десять лет назад».

А еще говорят: нет в Петербурге телепередач педагогических. Да вот она, в некотором роде.

Руководитель проекта Татьяна Смородинская как-то поинтересовалась у старшеклассников: у вас, дескать, Интернет есть и прочие удовольствия; у вас институт или армия на носу — что вам тут медом намазано? Ей ответили: здесь получаешь право говорить о непростых вещах и при этом не извиняться за то, что ты вздумал о них поговорить.

— А кроме того, — добавляет Татьяна Смородинская, — у нас у всех тоска по общению, по собеседнику. Мы ведь перестали обсуждать друг с другом серьезные вещи.

Внимательный зритель заметил: «Игра» устроена так, что в ней дискутируют условно «физики» и «лирики». Это диалог между школами гуманитарными и школами с физико-математическим уклоном. Так что тут — отдельное удовольствие наблюдать, какие формулировки слагают школьники с разным, так сказать, складом ума. И какой склад ума в этом году победит.

...Что до рейтингов — то здесь считают, что «Игра ума» вовсе «не должна иметь в виду становиться массовой». Это просто еще один способ объединяться (а способов таких полно: КВН, театр, спорт и т. д.). Про элитарность тоже не говорят. «Игра ума» — это просто игра для хомо сапиенс», — дает характеристику руководитель проекта.

Будет ли «Игра ума» в будущем сезоне — вам сейчас никто не скажет. Новое руководство на «Пятом» сейчас вникает в суть и перспективы телепроектов.

Ведущий игры Иван Ямщиков, когда в начале съемок велел участникам игры задуть на тортах свечки, заявил: «Я загадал желание». Какое, не уточнил.

Тоже мне, секрет.


Комментарии