Братья по крови и судьбе

Эрмитаж представил в Главном штабе один из самых ожидавшихся публикой проектов 2017 года - выставку «Братья Хенкины: открытие. Люди Ленинграда и Берлина 1920 - 1930-х годов». Впервые отдел современного искусства показывает произведения не мировых звезд, а никому прежде не известных фотографов-любителей, снимавших два города почти 100 лет назад.

Братья по крови и судьбе |  Яков Хенкин. Матч на стадионе им. Ленина. ФОТО предоставлено ГЭ

Яков Хенкин. Матч на стадионе им. Ленина. ФОТО предоставлено ГЭ

На вернисаже Михаил Пиотровский назвал выставку праздником человеческой памяти. Сразу предупредим: она требует от зрителя усилий и времени на спокойное вдумчивое рассматривание 142 фотографий. Но если погрузиться в них, что называется, с головой, то снимки долго не отпускают. Срабатывает аура неподцензурной подлинности, усиленная мастерством авторов.

Приятным сюрпризом стало оформление выставки, придуманное Дмитрием Озерковым, куратором проекта, руководителем отдела современного искусства Эрмитажа, и дизайнером Андреем Шелютто, который сотрудничает с музеем пять лет, но впервые - в качестве сценографа выставки.

Вместо привычной развески отпечатков (чаще всего по хронологии или тематически) они создали выставку-инсталляцию, выставку - образ фотолаборатории, в которой могли печатать свои снимки Хенкины. Красный свет, ванночки для проявки отпечатков, стенды для развески «контролек» с названиями. Как пояснил Озерков, он стремился создать ситуацию, когда зритель открывает для себя неизвестных фотографов, снимки которых как будто возникают под воздействием химических процессов. Этот прием требует адаптации глаз. Но заставляет всматриваться в изображенное, в котором невозможно отделить главное от второстепенного, частную историю людей от большой истории народов. Снимок ленинградских детей, играющих на подкидной доске, положенной на свежий уличный поребрик, говорит о времени первых пятилеток не меньше, чем физкультурные парады. Так же как изображение уличного немецкого фокусника - о Германии между мировыми войнами не меньше, чем вид Унтер ден Линден - главного бульвара немецкой столицы.

Подготовка проекта заняла около пяти лет. Пленки с 7 тысячами кадров долгое время хранились у Ольги Масловой-Вальтер, наследницы Хенкиных, которая сначала показала их петербургскому фотографу Дмитрию Конрадту. Он предложил показать архив сотрудникам Эрмитажа.

О судьбе братьев Хенкиных известно немного. Евгений (1900 - 1938) и Яков (1903 - 1941) родились в Ростове-на-Дону в семье фабриканта. В 1926 году старший брат уезжает в Германию и поступает в Берлинскую высшую техническую школу, но потом бросает ее и зарабатывает на жизнь концертами, играя на терменвоксе. И все это время не выпускает из рук фотокамеру. В 1936 году, понимая, что еврею опасно оставаться в Германии, Евгений принимает роковое решение вернуться в СССР. Через год его расстреляют в застенках НКВД.

Младший брат жил в Ленинграде, работал бухгалтером и экономистом на разных предприятиях. Возможно, публиковал свои фотографии в многотиражках: снимок футбольного вратаря, летящего за мячом, говорит о том, что автор долго ловил нужный момент. Но когда фотограф снимает группу туристов на террасе Елагина дворца, в кадр попадают фрагменты портретов советских вождей - нижние края пиджаков. Для профессионала, да еще в 1930-е годы, такая композиция невозможна.

В начале войны Яков ушел добровольцем на Ленинградский фронт и погиб в ноябре 1941 года.

Авторы выставки умышленно перемешали фотографии братьев. В одних случаях показывая рядом сходные сюжеты: портрет офицера в Берлине - портрет старика со значком «Ворошиловский стрелок» Осоавиахима на Елагином острове. Уличное кафе в Берлине - кафе у Елагина дворца. Только спортивный профессионал сможет сказать, какие теннисистки фотографировались в Ленинграде, какие - в Берлине. Снимок «Стрижка «бубикопф» сделан здесь, но такие же прически носили в Германии.

В других случаях соединяя контрастные сюжеты: берлинский дирижабль с рекламой зубной пасты «Одоль» - оформление Театра им. Пушкина к 1 мая, берлинский мальчик с борзыми - многодетная семья на прогулке в Ленинграде.

Постепенно в частные фотографии братьев вторгается политика. В Берлине развешивают лозунги «за немецкий социализм», в Ленинграде портреты вождей становятся все крупнее, славословия в их адрес - напыщеннее. Надвигается всемирная трагедия, которая унесет жизни нескольких поколений. Братья Хенкины станут одними из первых.

#Эрмитаж #Хенкины #фотография

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?