«Братья русской фантастики». Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения Аркадия Стругацкого
Его нередко называют «старшим братом русской фантастики». Вместе со своим братом Борисом он создал творческий тандем, который в представлении не нуждается. На их книгах выросло не одно поколение читателей, да и сегодня их точно так же читают и любят. И вряд ли можно найти человека, который не читал повесть «Понедельник начинается в субботу»…
Площадь Братьев Стругацких находится на пересечении Московского проспекта, улицы Фрунзе и улицы Победы./ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
Жизнь братьев Стругацких неразрывно связана с нашим городом. Аркадий родился в Батуми, но детство и юность провел в Ленинграде, где в 1933 году появился на свет его брат Борис. Жили они на Выборгской стороне — в самом начале проспекта Карла Маркса, нынешнего Большого Сампсониевского, в доме № 4, в квартире № 16. Сейчас этого здания нет: на его месте современное высотное строение.
Влияние на литературную судьбу своих сыновей, безусловно, оказал их отец — искусствовед и библиограф Натан Стругацкий. В 1930‑х годах он был сначала секретарем, а потом научным сотрудником Русского музея, затем трудился в Публичной библиотеке имени М. Е. Салтыкова-Щедрина — главным библиотекарем и заведующим отделом эстампов. Кстати, об этом можно подробнее узнать на выставке «Когда мне плохо, я работаю…» (12+), развернутой в Новом здании Российской национальной библиотеки на Московском проспекте.
В семье Стругацких была добрая традиция: по вечерам отец читал детям сказки и остросюжетные романы. Наверное, тогда у братьев и зародилась писательская жилка. Аркадий сделал свои первые литературные опыты еще до Великой Отечественной войны. Увы, его первая повесть — «Находка майора Королева» — была утрачена во время блокады, как и другие ранние рукописи автора…
В июле-августе 1941 года Аркадий вместе с отцом участвовал в строительстве оборонительных сооружений под Ленинградом. В первую блокадную зиму семью очень выручила привычка мамы, Александры Ивановны, запасать дрова не осенью, а весной. Но голод семья испытала в полной мере. Александра Ивановна вспоминала впоследствии, что «Аркадий, как одержимый, читал поваренную книгу, составлял меню, скрежетал зубами… Отец запрещал ему это, потом однажды больно ударил и вырвал из рук его книгу… Отец боялся, что сын может сойти с ума…».
В начале 1942 года появилась возможность выехать в эвакуацию в Мелекесс — с последней партией эвакуируемых сотрудников Публичной библиотеки. Борис и мама тогда болели, могли не перенести тяжелой дороги, и на семейном совете было решено разделиться и спасти хотя бы одного из детей.
Натан Стругацкий и Аркадий покинули Ленинград 29 января 1942 года. Долгое время от них не было никаких известий, пока 17 мая не пришла телеграмма: «Стругацкий Мелекесс не прибыл». Подробности стали известны позже. Как оказалось, на Дороге жизни грузовик, в котором ехали отец и Аркадий, провалился в воронку от бомбы. Люди успели выпрыгнуть, но оказались по пояс в ледяной воде. Когда машину вытащили, пассажиры загрузились в кузов в «хрустящих от льда одеждах», как позже вспоминал сам Аркадий Стругацкий. Отец не пережил дороги, умер в Вологде.
О мучительном пути из Вологды в Оренбург Аркадий Стругацкий практически никогда не рассказывал, поясняя: слишком тяжело было вспоминать. Говорят, что и усы он позже отпустил вовсе не для красоты, а чтобы прикрыть отсутствие передних зубов, потерянных в то голодное время…
В селе Ташла Аркадия, как грамотного (все‑таки за плечами было десять классов образования!), распределили на пункт приема молока. В 1943‑м он был призван в армию, чуть позже стал вольным слушателем японского отделения восточного факультета Военного института иностранных языков. Будучи военным переводчиком, служил на Дальнем Востоке. В 1946‑м его, слушателя третьего курса, даже откомандировали на несколько месяцев работать с японскими военнопленными для подготовки Токийского и Хабаровского процессов над японскими военными преступниками.
После окончания службы в середине 1950‑х годов Аркадий Стругацкий обосновался в Москве. Его брат к тому времени окончил Ленинградский университет, став астрономом. Оба Стругацких хотели создавать литературные произведения и стали делать это вместе, несмотря на то, что жили довольно далеко друг от друга. Ходил даже анекдот о том, что свои тексты они писали, встречаясь на полпути между городами — в Бологом. Однако семинар писателей-фантастов, основанный Борисом Натановичем в начале 1970‑х годов, действовал именно в нашем городе, причем на протяжении нескольких десятков лет.
Жанр, в котором они работали, братья Стругацкие называли «реалистичной фантастикой», в ней главное место уделялось человеку и его нравственным поискам. Они призывали людей искать лучшее в человеческой природе, верить в способность изменить мир. Братья были уверены: никакой технический прогресс не принесет счастья человечеству, если его основой не станет «Человек Воспитанный», который сможет избавиться от «внутренней обезьяны».
Произведения Стругацких органично вошли в культурную ткань нашего города. Вот лишь один примечательный факт: актриса Алиса Фрейндлих сыграла в культовом фильме Андрея Тарковского «Сталкер» 1979 года, снятом по мотивам повести Стругацких «Пикник на обочине». Она исполнила роль жены Сталкера. Финальный монолог актрисы вошел в историю кинематографа, это была одна из самых драматичных и пронзительных ролей Алисы Бруновны…
Обо всем этом, безусловно, пойдет речь сегодня в Доме книги на Невском проспекте, где состоятся мероприятия, приуроченные к 100‑летию со дня рождения Аркадия Стругацкого. Ровно в полдень начнется торжественное гашение почтовой марки с изображением писателя, специально к этой дате выпущенной «Почтой России». Сразу после церемонии ее участники смогут бесплатно отправить лимитированную открытку, выпущенную к 100‑летию писателя. В 17.30 в Доме книги стартует викторина «Старший брат советской фантастики. Аркадий Стругацкий», а спустя полчаса — лекция «Братья Стругацкие. Аркадий и Борис».
Много ли сегодня в нашем городе стругацких мемориальных адресов? Не так чтобы очень, могло бы быть и больше. На доме № 4 по улице Победы установлена мемориальная доска, свидетельствующая о том, что в этом здании с 1964‑го по 2012 год жил и творил Борис Стругацкий. Аркадий, безусловно, бывал в гостях у брата.
Еще несколько лет назад Общественная палата Петербурга поддержала идею установить памятник братьям Борису и Аркадию Стругацким на пересечении Московского проспекта и улицы Фрунзе. На той площади, которая уже больше десятка лет носит имя писателей.
Стругацких помнят в 107‑й гимназии на Выборгской улице: в этом учебном заведении Аркадий учился до войны, а Борис — после нее. Мать писателей, Александра Ивановна, работала в этой школе учителем русского языка и литературы. Даже когда она уже была на пенсии, к ней отправляли особо трудных учеников, которых она вытягивала на четверку.
Как рассказали в гимназии, в ней, конечно же, гордятся причастностью к именам знаменитых писателей. Про Аркадия Натановича здесь вспомнят в День знаний, 1 сентября (намечена целая театральная постановка), а затем весь год будет «погружением в миры» братьев Стругацких.
Читайте также:
Не пятачок даже, а копейка. Новая запись появилась в календаре памятных дат Ленобласти
На службе двух армий. Биография Николая Струйского похожа на приключенческий роман
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 158 (7980) от 28.08.2025 под заголовком «Миры братьев Стругацких».





Комментарии