Брак да развод... Из архива

«Совет да любовь» – так называется выставка, открывшаяся в стенах городского архивного комитета на Таврической ул., 39. Она о том, как женились и разводились в России на протяжении последних трех столетий.

Брак да развод... Из архива  | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Архив кинофотофонодокументов поделился фотографиями, Российский государственный исторический архив – документами, Российская национальная библиотека – лубочными картинками, Музей этнографии – изображениями деревенских свадеб. А частный музей свадьбы, семьи и детства – платьями и аксессуарами разных эпох.

Выставка начинается с рассказа о допетровских временах. Тогда практиковались брачные сделки, когда фактически все решали родители жениха. Последний зачастую до свадьбы даже в глаза не видел свою невесту. Петр отменил такую практику: стали учитывать взаимное согласие.

Царь-реформатор повелел ввести регистрацию и учет браков: отныне церкви всех конфессий должны были вести метрические книги, а их копии передавались в консисторию.

– Есть и курьезные документы на выставке, – рассказала ее куратор Анастасия Конохова. – Вот, к примеру, жалоба полковника Голенищева-Кутузова, что его венчали противозаконным путем, воспользовавшись «одержавшей его сильной горячкой». На судебном разбирательстве он опровергал этот брак.

Большие проблемы были и с разводом. Когда знаменитый манифест 17 октября 1905 года предоставил российским подданным свободу совести, ею воспользовались весьма экстравагантно. Отныне было достаточно просто поменять вероисповедание, чтобы освободиться от брачных уз, данных в прежней конфессии. Премьер Столыпин попытался остановить этот процесс, но его не услышали. Проблема решилась только после 1917 года, когда церковный брак утратил юридическую силу. Советская власть вообще устроила революцию в брачной сфере.

– Два семейных кодекса, 1918-го и 1926 года, были очень демократичными даже по мировым меркам, – обращает внимание Конохова. – Они уравняли права мужчин и женщин и сделали очень легким развод – он стал носить уведомительный характер. Надо было просто отправить заявление в загс, даже можно не приходить лично.

С религией боролись, поэтому обряд венчания заменили «красной свадьбой». Все должно было выглядеть не так, как прежде. Если раньше свадьбы были пышными, то теперь стали аскетичными. Никаких украшений и свадебных колец, белого платья невесты, застолья! После регистрации брака в органах загс – посиделки в актовом зале или красном уголке. Праздновали без родителей и близких родственников.

В середине 1930-х годов правила развода ужесточили. Теперь надо было обосновать причины, опубликовать объявление в газете, то есть придать семейные дела публичной огласке. В экспозиции – спецзаписка НКВД, адресованная секретарю Ленинградского обкома Жданову. Оказывается, летом 1936 года, накануне вступления в силу новых правил о разводах, граждане поспешили развестись по-старому, и число расторжений браков увеличилось в три раза – до 150 ежедневно...

При Хрущеве власти обеспокоились, что население продолжает ходить в церковь на крещение и венчание. Почему? Да исключительно из желания торжественно отметить яркие моменты жизни. Сделали вывод: людям нужны советские торжества. Тогда и разработали новый свадебный ритуал, который с некоторыми модификациями сохраняется и сегодня. Что-то взяли даже из дореволюционного – например, клятвы и обмен кольцами.

Церемонии нужен Дворец бракосочетания. И вот уже 1 ноября 1959 года первый из них открывается в Ленинграде – на набережной Красного Флота. На архивном фото – его почетный гость Никита Хрущев.

Действительно, число церковных венчаний тогда снизилось. До конца 1980-х годов только 1% молодоженов после Дворца бракосочетания шли в храм. А крещение пытались заменить торжественной регистрацией рождения...

Отец Вячеслав Харинов, настоятель Скорбященского храма на Шпалерной улице, уверен, что никакие гражданские церемонии не способны заменить венчание:

– Вся история человечества, от Адама и Евы, как будто бы проецируется на новобрачных, стоящих перед священником. Круг вокруг аналогия, по которому они три раза обходят, – это символ вечности, неразрывности. Вообще эта церемония чем-то аналогична венчанию на царство. Единственный случай в жизни мужчины, когда он слушает Священное Писание в головном уборе: жених не снимает при этом венец, а такое дозволялось только царю.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 218 (5589) от 20.11.2015.


Комментарии