Борис в остроге. Виктор Высоцкий – о том, как пройдет фестиваль «Опера всем»
8 августа в Петербурге откроется долгожданный фестиваль «Опера – всем». По давней традиции – оперой «Борис Годунов» Мусоргского – на Соборной площади Петропавловской крепости. К сожалению, из-за пандемии услышать любимые оперы вживую на этот раз смогут не все желающие. В этом году пригласительные билеты в основном распределят среди медицинских работников за их борьбу с эпидемией. Но спектакли будут транслироваться онлайн, на телеканале «Санкт-Петербург», портале «Культура.РФ» и сайте Мюзик-холла. Бессменный арт-директор фестиваля «Опера – всем» Виктор ВЫСОЦКИЙ рассказал нашему обозревателю Зинаиде АРСЕНЬЕВОЙ о том, как строится программа, о режиссерском прочтении классических спектаклей и о страховке от плохой погоды.
ФОТО предоставлено пресс-службой Мюзик-холла
– Фестиваль заявлен как массовый, общедоступный. Но программа его не лишена изысканности. Присутствуют не только хиты мировой оперной сцены, но и раритеты. Можно вспомнить «Вольного стрелка» Вебера или «Похищение из сераля» Моцарта. Вы стремитесь оживить забытые шедевры или это делается для просвещения публики?
– Просветительство – одна из главных задач проекта. К тому же факт присутствия той или иной оперы в репертуаре театров зависит от многих причин. Скажем, опера «Вольный стрелок» Вебера хорошо известна на Западе, а у нас исполняется редко, поскольку в ее либретто силен национальный колорит, нашей публике не совсем понятный. Так же, как «Иван Сусанин», шедевр с точки зрения музыкальной, почти нигде не идет на Западе.
– В программе нынешнего фестиваля – «Капулетти и Монтекки» Винченцо Беллини. Расскажите, пожалуйста, об этой опере.
– На мой взгляд, она незаслуженно обделена вниманием. В основе — тема любви, всегда выигрышная. А уж история Ромео и Джульетты – канва, хорошо знакомая самой широкой публике. В ней есть уже почти мифические образы влюбленных, которые умирают из-за любви, четкая драматургия, ясность музыкального материала, великолепные хоры, бельканто – пиршество для слуха. К сожалению, подобный материал нечасто привлекает театры, хотя, казалось бы, в XXI веке легче работать с источниками, поскольку много оцифровано, можно искать и находить партитуры, прежде затерянные в архивах. Но в силу некой косности во всем оперном мире сегодня акцент чаще делается на попытки превратить спектакль в шоу, культ звезд, эффектное или даже порой провокационное режиссерское прочтение.
– Как вы лично относитесь к модным в последние годы режиссерским трактовкам классического оперного репертуара?
– На смену театру певцов пришел режиссерский театр, такова реальность – нравится она кому-то или нет. Но я всегда ищу для работы на фестивале режиссеров, которые могут найти свежее решение, не насилуя при этом материал. Меня привлекают режиссеры, способные увидеть в логике написанного авторами новый поворот, который мог бы быть сегодня интересен и понятен публике. К таким режиссерам, на мой взгляд, относится Дмитрий Отяковский. Он еще молод, но обладает некоторым опытом, использует новые технологии и их возможности для постановок, при этом знает ноты, что исключительно важно для оперного режиссера, поскольку он ставит не только слова, но и музыку. В его трактовке вы увидите «Капулетти и Монтекки».
Илья Архипов, которого худрук фестиваля Фабио Мастранджело и директор театра «Мюзик-холл» Юлия Стрижак пригласили ставить «Русалку», одарен в плане режиссуры, чувствует материал, хорошо работает с хором, обладает фантазией.
Что касается «Бориса Годунова», которого ставит Вадим Милков-Товстоногов, то здесь трактовка будет выдержана в классических традициях. В этой опере важна тема нравственности власти, и у многих представителей так называемой современной экспериментальной режиссуры, скорее всего, сработает условный рефлекс переноса в сегодняшний день. Мне представляется более сложной задачей создать интересный спектакль, оставаясь в атмосфере, задуманной двумя гениальными авторами – Пушкиным и Мусоргским. А свежесть нашего «Годунова» будет в другом – эта опера Мусоргского прозвучит в авторской редакции.
– Вы сами выступаете в роли постановщика «Волшебной флейты». Расскажите, пожалуйста, о трактовке спектакля.
– В основе произведения лежит борьба света и тьмы. Я же решил сконцентрироваться на конфликте мужского и женского начала. В оформлении декораций и в костюмах мы используем черты стиля шинуазри, намекая и на философию Китая, сочетание в основе всего мироздания двух противоположных начал – мужского и женского, сухого и влажного, небесного и земного.
– Наконец, самый модный вопрос в Петербурге – есть ли у организаторов фестиваля страховка на случай плохой и очень плохой погоды?
– Мы проводим фестиваль девятый год подряд, и каждый раз главная страховка у нас одна – молитва. Ну и то, конечно, что зависит от организаторов фестиваля: будет крыша над оркестром. Так что, если дождик будет мелким, продолжим играть. А зрители наши, как показывает опыт, дождя не боятся, приходят с зонтиками, дождевиками и держатся стойко. К тому же на этот раз фестиваль проходит преимущественно в онлайн-режиме.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 138 (6736) от 07.08.2020 под заголовком «Борис в остроге».
Комментарии