Борис Эйфман представил «Страсти по Мольеру» на сцене

Борис Эйфман не раз приводил на балетную сцену исторических личностей, в его хореографических полотнах возникали образы Чайковского, балерины Ольги Спесивцевой, российских правителей Екатерины Великой и Павла Первого. Нынче в балете «Страсти по Мольеру, или Маска Дон Жуана» хореограф обратился к теме, которую исследовал впервые двадцать лет назад, - к жизни и творчеству великого французского драматурга и актера Жан-Батиста Мольера. Музыка спектакля сборная: произведения Моцарта, Берлиоза, Люлли.

Борис Эйфман представил «Страсти по Мольеру» на сцене | ФОТО Евгения МАТВЕЕВА предоставлено пресс-службой Театра балета Б. Эйфмана

ФОТО Евгения МАТВЕЕВА предоставлено пресс-службой Театра балета Б. Эйфмана

В новой версии портрет талантливого насмешника над нравами века прорисован гораздо рельефнее. За прошедшие годы многое изменилось: обновилась труппа Эйфмана, выросла техника танца, изменился и состав зрительного зала - едва ли многие помнят сегодня версию спектакля двадцатилетней давности. Балет, показанный на сцене Александринского театра, можно с полным правом назвать премьерой.

...Театральное закулисье плотно увешано платьями, юбками, пестрым одеянием актеров бродячей труппы. Пробравшись сквозь толщу тканей, на просцениуме появляется хозяин труппы _ господин Мольер (Олег Габышев), объявляющий публике о начале представления.

Радостный зачин не сулит, однако, радостных событий. Меняется оформление - в уголке сцены за письменным столом приютился стареющий, смертельно больной Мольер, продолжающий сочинять пьесы для своей труппы. То и дело его работу прерывает жена, красавица Арманда (Любовь Андреева), женщина, открыто развлекающаяся с очередным возлюбленным. Увиденное словно придавливает Мольера, его пластика исполнена сломанных линий, угловатых жестов. Чтобы заглушить обиду, Мольер погружается в воспоминания о днях молодости, когда жизнь была полна энергии и надежд.

Эйфман изобретательно представляет зрителю труппу Мольера: пестро одетая стая лицедеев появляется, бурно жестикулируя и привольно чувствуя себя в стихии буффонады, нигде не огрубляя фарсовые краски. Это они, бродячие шуты, предстанут вскоре перед зрителями в образах жеманниц, мнимых больных, лицемерных святош и распутных буржуа.

Тщательно разработана стилистическая партитура каждой роли. Олег Габышев создает многогранный характер своего героя. Его Мольер возникает в разных ипостасях: рачительного хозяина, отвечающего за судьбу и своих лицедеев, и своего театра; обуреваемого ревностью супруга; политикана, обучающего изящным танцам самого Короля-Солнце Людовика XIV. Танцовщик-виртуоз Габышев умело находит краски, как актерские, так и пластические, для каждого состояния.

Лирическая танцовщица по призванию Любовь Андреева создала на этот раз образ Арманды, женщины эгоистичной и безжалостной. Ее танцевальная энергия, смелость прыжков, острая пластика жеста создавали впечатление беспощадного стремления к успеху и славе.

Улыбкой озаряется лицо Мольера-Габышева, когда память возвращает его к счастливым встречам с его верной подругой и талантливой актрисой Мадленой и ее маленькой дочерью Армандой. Мадлена Марии Абашовой обладает духовной силой, способностью отрешиться от суетного. В утонченном рисунке ее поз, плавных движениях рук угадывалась непостижимость счастья. Третьим участником этого трио стала юная Есения Анушенкова, воспитанница Академии танца Бориса Эйфмана. Бесстрашно и с детским азартом исполнила она сложный дуэт с Мольером — Габышевым.

Тема Дон Жуана, коварного обольстителя, лгуна и проходимца, становится для Мольера не только сюжетом его новой пьесы, но и чем-то личным, затрагивающим судьбу его семьи. Дон Жуан в исполнении Сергея Волобуева статен, элегантен. В его вариациях - пластика охотника, высматривающего очередную жертву. В дуэтах с Донной Анной (Анжела Прохорова) он искуситель, не знающий преград в достижении цели. В спектакле четко очерчена парадоксальная ситуация: Мольер ненавидит Дон Жуана и одновременно восхищается его демонической силой, перед которой не может устоять ни одна женщина. И Мольер примеряет маску Дон Жуана в надежде с ее помощью вернуть любовь неверной Арманды. Герой, созданный фантазией драматурга, пожирает своего создателя - в мечтах Мольер преображается в Дон Жуана, упиваясь его всепокоряющей силой. Однако все попытки вернуть Арманду оборачиваются кошмаром.

Соратником и единомышленником Эйфмана стал замечательный художник Вячеслав Окунев, тонко ощутивший смысл и психологический строй каждой сцены, своеобразие эпохи, ее быта и цветовой палитры костюмов. Световая партитура, созданная Глебом Фильштинским, поражает разнообразием, тонким выбором оттенков света, игрой полутонов и контрастным сочетанием цвета и света. Фильштинский по-своему дирижирует спектаклем, вызывая к жизни то ослепительное сверкание придворных люстр, то всполохи адского огня, то полумрак обители Мольера.

В финале спектакля скромно одетая процессия со свечами в руках приближается к трону, на котором воздвигнуто кресло, где немало часов провел создатель бессмертных комедий.

#театр #балет #искусство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 65 (6903) от 14.04.2021 под заголовком «Мольер примерил маску Дон Жуана».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?