Большой мир и маленькое счастье

Завтра открывается Берлинале - первый в сезоне международный кинофестиваль группы А. Традиционно в центре программ будут актуальные социополитические проблемы и радикальные кинематографические идеи.

Большой мир и маленькое счастье | Иллюстрация Fer-Gregory/shutterstock.com

Иллюстрация Fer-Gregory/shutterstock.com

Жюри возглавляет Пол Верховен - голландец, переехавший в Голливуд в начале 1980-х и снявший там культовые блокбастеры «Робот-полицейский» и «Вспомнить все». Он революционизировал жанр научно-фантастического боевика, превратив несложные головоломки, сконструированные из клише, в драмы о человеческой плоти и новых технологиях. Потом была знаменитая детективная мелодрама «Основной инстинкт».

В 2006 году Верховен возвращается в Нидерланды и снимает остросюжетную военную драму «Черная книга», которая становится на его родине кассовым рекордсменом. Вместе с этим скандалистом, который сумел коммерциализировать свое циничное видение мира, в жюри входят три представителя актерской профессии: американка Мэгги Джилленхол, Юлия Йенч из Германии и мексиканец Диего Луна. А также продюсер из Туниса Дора Боучучи Ферати. И исландский художник Олаф Элиассон, в центре фантазий которого современные климатические процессы - выставки его работ собирают миллионную аудиторию. И режиссер из Китая Ван Цюаньань, не раз получавший на Берлинале награды.

Открывается фестиваль музыкальной исторической драмой «Джанго» Этьена Комара, в центре которой фигура «Великого Джанго» - французского джазового гитариста, основателя стиля «джаз-мануш». Жан Ренарт - сценическое имя Джанго Рейнхарта - родился в семье кочевых цыган, которая осела в предместьях Парижа. Он виртуозно играл на банджо, потом покалечил руку, потом подчинил своему таланту гитару, а потом познакомился со Стефаном Грапелли - и созданный ими квинтет стал «звездным» в предвоенной Франции. А сам Джанго - королем сцены и музыкальной братии. События фильма происходят уже во время немецкой оккупации - непримиримый и глубоко пацифистский дух джаза борется с нацизмом. Кстати, одна из музыкальных пьес Джанго - «Облака» - стала негласным гимном оккупированного Парижа, когда была запрещена «Марсельеза». Военный триллер, джазовые шедевры, цыганское кочевье - немало актуальных тем смешано в фильме, которому выпала честь быть показанным в берлинский гала-вечер. Музыку для фильма записала голландская группа «Розенберг трио», чье творчество вдохновлено музыкальными открытиями Джанго Рейнхарта.

Российское кино активно представлено на фестивале только в формате документалистики - в программе Native, которая объединяет фильмы о коренных народах мира. В этом году центральная тема - Арктика. Будут представлены картины «24 снега» Михаила Барынина, «Бог Джёсёгей» Сергея Потапова, «Мальчик и озеро» Прокопия Ноговицына, «Книга тундры: Повесть о Вуквукае - маленьком камне» Алексея Вахрушева.

Директор фестиваля Дитер Косслик считает, что главный посыл берлинских конкурсных программ в этом году - найти пути примирения людей: «...маленькое счастье против большого неуступчивого мира». В главном конкурсе традиционно представлено много новых имен, но не обходится и без современных классиков. С новыми работами приедут Салли Поттер («Вечеринка»), Агнешка Холланд («След зверя»), Фолькер Шлендорф («Возвращение в Монтаук»), Аки Каурисмяки («Другая сторона надежды»), Дэнни Бойл («На игле-2»).



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 023 (5885) от 08.02.2017.


Комментарии