Большое плавание Юсифа

Азербайджанский оперный тенор с европейской пропиской Юсиф Эйвазов, который в России известен прежде всего как жених Анны Нетребко, побывал на днях в Петербурге. Он был одним из гостей на юбилейном вечере выдающегося концертмейстера Мариинского театра Елены Матусовской в Концертном зале Мариинского театра. Юсиф ЭЙВАЗОВ рассказал музыковеду Владимиру ДУДИНУ об опере, которая сближает, и о том, насколько важен в карьере оперного певца хороший концертмейстер.

Большое плавание Юсифа |   ФОТО предоставлено организаторами вечера

ФОТО предоставлено организаторами вечера

– Какие концертмейстеры играют важные роли в вашей карьере?

– В каждой стране, куда приезжаю выступать, я занимаюсь с разными концертмейстерами, у каждого беру что-то свое. В Италии это Саадат Исмайлова, в Австрии – Даниэл Зарге, в Нью-Йорке – Крег Рутенберг, в Петербурге – Ирина Соболева, в Москве – Женя Чеглакова. Я уверен, что успех каждой исполненной партии заключается в основательно заложенном фундаменте, а это не что иное, как работа концертмейстера. Существует огромная разница между звучанием рояля и оркестра, певец может петь без ошибок под рояль, но, выйдя к оркестру, наделать кучу ошибок. Вот тут и выясняется, насколько важна работа концертмейстера, который в процессе работы над партией может объяснить певцу, как будет звучать оркестр, как надо мыслить, как вести фразу. Я не ученик Елены Константиновны Марусовской, но благодаря Ане мы с ней подружились.

Идеальным же концертмейстером я мог бы назвать маэстро Риккардо Мути, который, сидя за роялем, тщательнейшим образом готовит с певцами партии. Он учитывает мельчайшие детали и нюансы, держит в голове звучание всего оркестра, блистательно знает наизусть партитуру оперы. В декабре этого года у нас с Аней будет небольшой концерт на фестивале в Равенне, где за роялем будет сам Мути. Мы исполним IV акт оперы «Манон Леско» Пуччини.


– Насколько мне известно, вы с Анной Нетребко и познакомились на репетициях премьеры новой постановки «Манон Леско» в Римской опере, где музыкальным руководителем выступил Риккардо Мути.

– Да, это очень дорогая нам опера. Для меня работа была безумно сложной, поскольку я единственный готовил партию без дублера на протяжении 60 дней репетиционного периода. Риск был, но я справился. Аня приехала в Рим позже, после выступления на зимней Олимпиаде в Сочи, когда мы три недели уже репетировали. Она за две недели подготовила свою партию. Спектакль в результате получился очень хорошим. Мы спели шесть премьерных спектаклей, теперь «Манон Леско» вернется в Римскую оперу лишь через несколько лет. Мы с Аней безумно счастливы, что в следующем году повторим с Риккардо концертное исполнение «Манон Леско» в Зальцбурге, а в 2017-м там же исполним «Аиду». Я был ошеломлен, когда Риккардо, которого мы зашли поздравить после его концерта с Венским филармоническим оркестром в Зальцбурге, вдруг обернулся ко мне и сказал: «А ты будешь Радамесом. Но подготовишь эту партию только со мной». Я бесконечно благодарен этому человеку, который в меня поверил. Благодарен и его жене Кристине, с которой мы готовили «Отелло»: они дали мне путевку в жизнь, отправили в большое плавание.


– Кристина Мути примет участие в жюри вокалистов на конкурсе Чайковского.

– Это прекрасно, потому что она справедливая, понимающая, очень любит певцов, знает всю кухню не понаслышке. К тому же она неподкупная.


– Недавно вы дебютировали в Театро Филармонико в Вероне, где исполнили партию Туридду в «Сельской чести» Масканьи под управлением молодого маэстро Ядера Биньямини. Насколько для вас был важен этот дебют?

– Именно в Вероне в Театро Филармонико четыре года назад состоялся мой серьезный большой концерт, после которого начался итальянский период моей карьеры. Меня пригласили спеть Радамеса в «Аиде» Верди. Не так давно предложили выступить и на знаменитом оперном фестивале «Арена ди Верона» в операх «Трубадур» и «Аида» Верди. Партия же Туридду в «Сельской чести» очень показательна для тенора. Если за нее берется певец со скромными вокальными возможностями, то может надорваться, если же голос есть, то петь ее в целом не так сложно. Я получил огромное удовольствие от работы с очень талантливым дирижером Ядером Биньямини.


– Вы уже упомянули о совместном выступлении с Анной Нетребко в Зальцбурге. А что еще в планах?

– Летом следующего года запланирован «Трубадур» в берлинской Штаатсопер. Также в графиках наших выступлений «Турандот» Пуччини в Венеции и «Андре Шенье» Джордано в Лондоне. Есть планы выступить на фестивале Валерия Гергиева, он предложил мне исполнить Отелло. В следующем сезоне мы с Аней споем в опере «Адриана Лекуврер» Чилеа в Мариинском театре, а с дирекцией Большого театра скоро обсудим свое участие в «Манон Леско», которая там никогда не ставилась.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 055 (5428) от 31.03.2015.


Комментарии