Больше, чем песня

С 14 по 18 марта в Москве и Петербурге пройдет XVIII международный фестиваль Игоря Бутмана «Триумф джаза». Каждый год на фестиваль приезжают ведущие джазмены Америки и Европы. В этом году в обеих столицах выступят всемирно известные звезды: американский трубач, лауреат двух премий «Грэмми» Рой Харгроув, его соотечественник, пианист, композитор и продюсер Боб Джеймс, британский певец Тони Момрелл и, конечно, Московский джазовый оркестр под управлением Игоря Бутмана. Накануне фестиваля его главные герои рассказали журналисту Полине ВИНОГРАДОВОЙ о том, что значит жить в ритме джаза.

Больше, чем песня | Иллюстрация Furtseff/shutterstock.com

Иллюстрация Furtseff/shutterstock.com

Пианист Боб ДЖЕЙМС в свои 78 лет показывает такой класс виртуозной игры, как будто на кончиках его пальцев есть формула вечной молодости. Не случайно ведь музыканта называют «главным романтиком современного джаза».

- Когда рояль появился в джазе?

- В ранней истории жанра джазовые ансамбли чаще всего были просто маршевыми группами, игравшими на улицах. Позже, когда музыканты стали выступать в ночных клубах, в джазе появился рояль. Стили stride (джазовый фортепианный стиль) и boogie-woogie (разновидность социального танца) прочно установили пианино как джазовый инструмент, который обеспечивал мелодию, гармонию и ритм. Тогда и появились джазовые оркестры, к которым мы сейчас привыкли.

Техника, которой должен владеть пианист, чтобы исполнять джаз, очень отличается, почти противоположна тому, что требуется при исполнении классической музыки. Джазовый пианист должен быть готов сыграть первое, что приходит ему на ум, без возможности практиковать и совершенствовать тот или иной музыкальный фрагмент. Всегда есть опасность совершать ошибки, но это также дает ту остроту ощущений, которая возможна только в импровизациях.

- В чем разница между европейским и американским джазом?

- Я думаю, что невозможно точно сформулировать какие-то отличия. Все зависит от личности музыканта. Например, многие джазовые артисты, родившиеся в Америке, с американскими джазовыми корнями, мигрировали в Европу и стали частью этой джазовой сцены. И, конечно же, верно и обратное. На мой слух, европейский джаз имеет больше классического влияния. Мне нравится слышать этот стиль, и я принимаю эти гибридные комбинации.

- Как вы думаете, в чем особенность русского джаза?

- Возможно, влияние долгой богатой истории русской классической музыки пронизывает джазовых художников, многие из которых получили образование в российских консерваториях.

- Есть мнение, что у джаза русские корни.

- Я в первый раз слышу эту теорию. Наиболее распространенное мнение состоит в том, что основные корни джаза происходят из Африки.

- Музыканты из России часто выступают на американских фестивалях?

- Да, и недавно у меня была возможность выступить с замечательным басистом Юрием Голубевым, который сейчас живет в Лондоне, но родом из России. Он иллюстрирует лучшие элементы как классической музыки, так и джазовой импровизации.

- Что такое джаз для вас? Скажите только одно слово!

- Свобода!

Певец и композитор Тони МОМРЕЛЛ - один из самых востребованных музыкантов Великобритании. Меломаны называют его «Стиви Уандер XXI века». Он работал с самыми яркими звездами: Уитни Хьюстон, Элтон Джон и Шадэ. Он записал девять сольных альбомов, которые считаются шедеврами стиля ритм-энд-блюз.

- Говорят, что у джазовых вокалистов особым образом устроены голосовые связки. Не каждый певец способен петь музыку соул и джаз. В чем особенность вашей манеры пения?

- Мой стиль пения - это госпел, джаз и душа. Да, я согласен, не каждый певец способен это сделать, но если у вас есть страсть, чтобы проникнуть в глубину этой музыки, тогда вы сможете петь! Я пою - это прекрасное искусство, но нужно много времени, чтобы совершенствоваться.

- Джаз имеет национальные черты или, напротив, это музыка, стирающая любые границы?

- Джазовая музыка была рождена из госпела, а затем уже блюза. Вся эта форма музыки возникла как средство борьбы против угнетения, поэтому во времена рабства в Соединенных Штатах, например, пение было глубокой культурной и духовной верой. Они пели о борьбе, боли, но также о лучшем будущем. Так что в трудные времена пришел звук музыки госпел, смешанный с африканскими корнями, а затем из этого вышел блюз и джаз. Я считаю, что эта музыка стирает все границы, потому что люди страдают от угнетения и трудных времен во всем мире.

- Насколько для джаза важен именно английский язык? Можно ли петь джаз или соул на итальянском, немецком, французском? Не будет ли это другой жанр?

- Хороший вопрос... Я думаю, что сегодня джаз - гораздо более широкое понятие, чем в ХХ веке. Тогда возникли джазовые стандарты, но теперь существует так много типов - от свободного джаза до джазового синтеза, рок-джаза и психоделического джаза... Даже душевная домашняя музыка включает джаз! Поэтому я думаю, что все в порядке, если кто-то хочет петь джаз на другом языке.

- Возможно, джаз как народная песня, понять ее исконную красоту и глубинный смысл можно лишь с помощью языка той культуры, к которой она принадлежит. Вам не кажется, что джаз близок к народной музыке?

- На самом деле да, джаз - это звук, который чувствует музыкант. Он, как художник, рисует картины в сознании слушателей и ведет их по пути души и сердца. Народная музыка очень близка джазу, но если я слышу красивую песню, но не знаю слова, я ищу перевод, чтобы понять смысл. 

Несколько лет назад я был в Грузии, и меня пригласили в мужской монастырь. Там я услышал красивый вокальный звук. Когда я добрался до места, откуда пришел звук, я понял, что это были священники, и они пели вместе. Это был григорианский стиль пения с близкими гармониями, но, хотя я этого не понимал, я испытал катарсис!!! Повторю: музыка это универсальный язык, и я считаю, что на этом языке люди могут общаться и по-настоящему понять друг друга независимо от того, в какой стране они живут, или от языка, на котором говорят.

- В джазе главное - ритм, а в песне - мелодия. Как вам удается достичь компромисса?

- Хорошо, когда между ритмом и мелодией есть созвучие. В любом случае главная цель - сделать песню как можно лучше. Сделать нечто такое, что больше, чем песня.

#Игорь Бутман #«Триумф джаза» #фестиваль

Комментарии