Италия увидит шедевры из предместий Петербурга
11 октября в итальянском городе Палермо откроется двухмесячная выставка «Век музеев. 100 шедевров из императорских резиденций России: Петергоф, Царское Село, Гатчина, Павловск». Она станет одним из главных событий фестиваля «Русские сезоны», который проходит в Италии в 2018 году и уже собрал на 200 концертах, выставках, спектаклях, кинопоказах более 4,5 миллиона посетителей.
Иллюстрация pixabay.com
Любопытна история создания проекта «Век музеев». В прошлом году, когда директора четырех музеев-заповедников решили провести в Петербурге совместную выставку «Хранить вечно», Елена Кальницкая, генеральный директор ГМЗ «Петергоф», предложила отметить и в Италии 100-летие музеев.
Проект был поддержан Министерством культуры России, министерством культурного наследия Италии и включен в программу «Русских сезонов». Долго искали место, по разным причинам отпали Казерта, Милан, другие города.
Как часто бывает, помог случай. В «Петергофе» гостила Вивиана Монакелла, советник мэра Палермо, которая занимается русско-итальянскими связями. Они приезжала, чтобы увидеть место, где находился павильон Ренелла. Он был построен в 1849 году в Знаменке по проекту Андрея Штакеншнейдера в неоготическом стиле и повторял облик павильона, который видел Николай I и его семья во время пребывания на Сицилии осенью 1845-го - весной 1846 годов. Ренелла была разобрана на кирпич в 1928 году. Теперь о павильоне напоминают только остатки его фундамента на мысе, уходящем в Финский залив.
В ходе экскурсии в Знаменку и возникла идея провести выставку «Век музеев» в столице Сицилии. На днях во время телемоста «Петербург - Палермо» Леолукка Орландо, мэр города, сообщил: выставку ждут все сицилийцы, независимо от политических пристрастий. В 2018 году Палермо объявлен культурной столицей Италии. Кроме того, город принимает «Манифесту12» - кочующую европейскую биеннале современного искусства. Четыре года назад «Манифеста10» состоялась в Петербурге. Так что у петербургского «Века музеев» оказалось много перекличек с южным итальянским городом.
После телемоста «Санкт-Петербургские ведомости» поинтересовались у представителей четырех музеев, что самое интересное они отправили в Палермо.
Выяснилось, что итальянская сторона просила сделать акцент не только на художественных произведениях, но и на мемориальных вещах, связанных с династией Романовых. Именно поэтому «Гатчина» показывает мундир офицера Преображенского полка, принадлежавший Павлу I. Он был одет в этот мундир в роковой день убийства. Французские декоративные панно начала XVIII века, шитые золотой нитью, украшали приемную Александра III. Из «Гатчины» взята и модель конной статуи императора работы Паоло Трубецкого. Оригинал находится во дворе Мраморного дворца Русского музея.
«Петергоф» блеснет Гурьевским сервизом, который был заказан Александром I на Императорском фарфоровом заводе. «Царское Село» - пейзажем Франца Кателя «Прогулка в Палермо», который также связан с упомянутым визитом царской семьи на Сицилию.
Пейзаж с видом набережной в сторону Монте Пеллегрино был заказан художнику, который дружил с Александром Ивановым и Карлом Брюлловым, Николаем I и подарен жене по возвращении в Петербург.
Позже пейзаж Кателя достался великому князю Константину Николаевичу и его наследникам. В 1919 году был вывезен из России, в 2011-м куплен «Царским Селом» на аукционе.
«Павловск» показывает экспонат № 1, потому что в плане эвакуации Павловского дворца 1936 года он стоял под таким номером. Это севрский туалетный сервиз на 64 предмета. Он был подарен Людовиком XVI и Марией-Антуанеттой Павлу I и Марии Федоровне. Техника изготовления называется так: «фарфор, золотые пластины, горячие эмали, имитирующие драгоценные камни». Формы для изготовления сервиза были уничтожены сразу после изготовления уникального экземпляра, а секрет создания пластин и эмалей утрачен. В полном составе сервиз редко покидает родные стены.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 188 (6297) от 10.10.2018 под заголовком «Большая прогулка в Палермо».
Комментарии