Более 80 свитков выдающегося современного мастера каллиграфии Лю Хуншэна представлено в Петербурге
В Михайловском замке Русского музея открылась выставка выдающегося современного мастера каллиграфии профессора Лю Хуншэна «Искусство китайской каллиграфии на Великом чайном пути». На выставке представлены более 80 свитков мастера «искусства красивого письма», или, по‑китайски, «шуфа», что означает «законы письма», — самого почитаемого вида изобразительного искусства в странах Дальнего Востока.
ФОТО АВТОРА
Масштабная экспозиция приурочена к 75‑летию установления дипломатических отношений между Китаем и Россией и первому из двух перекрестных Годов культуры РФ и КНР.
Художника Лю Хуншэна называют «послом счастливой каллиграфии». Он занимается изучением этого искусства более 40 лет — с восьмилетнего возраста. Лю Хуншэн является автором учебников по каллиграфии для начальных и средних школ, по ним почти 170 млн китайских учащихся постигают основы традиционной культуры. Художник преподает каллиграфию в ведущих вузах страны, читает лекции из серии «Приближаясь к каллиграфии» как в Китае, так и за его пределами.
— Великий чайный путь — ключевое понятие для данного проекта. Именно этот путь длиной почти 10 тысяч километров триста лет назад, во времена Петра Великого, связал Китай с Петербургом, — рассказала Ольга Бабина, заместитель генерального директора Русского музея по учету, хранению и реставрации музейных ценностей. Она добавила, что в текущем году в Китае в городе Тайюань открыты виртуальный филиал Русского музея и планшетная выставка «Великий чайный путь».
Нынешняя выставка Лю Хуншэна — ответный дружественный жест Китая. Художник-просветитель соединяет далекое прошлое, нашу современность и будущее. Он владеет всеми стилями каллиграфии от самых древних до тех, что используются в Поднебесной в наши дни. Выставка предоставляет нашему зрителю превосходную возможность ознакомиться с древней китайской культурой. Каллиграфия мастера передает мудрость текстов и одновременно выражает энергию и эмоции художника. Этот проект будет содействовать взаимопониманию между народами России и Китая.
По словам Лю Хуншэна, для него большая честь показать свои работы в Русском музее. Художник уверен, что эта выставка послужит развитию культурного сотрудничества между двумя великими державами. Проект состоит из трех частей. Первая — дань уважения к великим китайским каллиграфам древности. Это не буквальное копирование, а попытка постичь их понимание красоты. Вторая — заметки во время лекций по каллиграфии, которые читал художник, их легко узнать: большинство сделаны оранжевой тушью. Третья часть — собственные работы, созданные в разные годы. Художник советует тем, кто не владеет китайским языком, для начала воспринимать иероглифы как музыку, вслушиваясь и всматриваясь в их звучание.
С ним согласен Григорий Голдовский, заместитель генерального директора Русского музея по научной работе. Он отметил, что в восточных культурах, где преобладает знак, каллиграфия с ее ритмом, динамикой, плотностью туши имеет огромное значение. Все это свойственно любому искусству и может стать предметом эстетического постижения, подобно картине или скульптуре, породить стремление понять традиционную китайскую каллиграфию.
Наталья Козырева, заведующая отделом графики Русского музея, говорит, что для нас каллиграфия — это часть графического искусства, где каждое движение кисти имеет глубокий смысл. Рассматривание китайских иероглифов позволяет не спеша, без суеты осмыслять наш мир.
Поражают временные границы, в которых жили классики китайской каллиграфии, это одна тысяча лет с IV по XIV век. Они творили в стилях «синшу», «кайшу», «сяокай» и других. Среди самых знаменитых имен — Оуян Сюнь, Чжао Мэнфу, Янь Чжэньцин, Ван Сичжи и Ми Фу. С их наследием бережно работает Лю Хуншэн, создавая свои копии.
Из его собственных произведений важное место на выставке занимает каллиграфическое изображение стихотворения Мао Цзэдуна «Снег» 1936 года и каллиграфия в стиле старинных видов письма с текстом: «Дружба, проверенная ветром и дождем, крепнет день ото дня».
Выставку уникальных произведений Лю Хуншэна завершает замечательный обучающий мультфильм, созданный самим художником. Там без слов можно понять истоки иероглифического письма, связанные с пиктографическим изображением человека.
Ранее мы сообщали о том, что Пекин опубликовал решение третьего пленума ЦК КПК, а также писали, что Китай готов стать ведущим мировым направлением отдыха.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 140 (7716) от 31.07.2024 под заголовком «Проверенная дружба».
Комментарии