«Боль и слава». О чем рассказывает новый фильм Педро Альмодовара?

На киноэкранах - фильм Педро Альмодовара «Боль и слава». Сыгравший в нем главную роль Антонио Бандерас получил награду как лучший актер на недавно прошедшем МКФ в Каннах.

«Боль и слава». О чем рассказывает новый фильм Педро Альмодовара? |

«Талантливый кинорежиссер на закате своего творческого пути оглядывается в прошлое, и на него обрушивается поток ярких воспоминаний. Нежные чувства к матери, любовь и расставание, поиски счастья и успеха. Все это приводит творца к важным размышлениям о жизни и искусстве - боли и славе» - так определяет содержание фильма сайт «КиноПоиск».

«Во что мне теперь играть?» - этот вопрос мальчик задает маме, которая вместе с подругами стирает белье в реке. В речную воду упадет мыло, к нему сразу же подплывут «мыльные рыбки» - женщины пошутят на этот счет. Потом снимут мальчика со спины его матери, чтобы она могла распрямиться. Вот в этот момент он и спросит: «Во что мне теперь играть?».

Альмодовар впервые всю картину говорит фактически о себе. О том, что болен - какая-то опухоль в позвоночнике. Что больше не уверен, удастся ли снять новый фильм, потому что, кроме наркотиков, снимающих боль, уже не осталось ничего, отвлекающего от боли. Эта тема появится сразу же, в сверхплотном начале фильма. И вот мы еще ничего не поняли, еще не знаем, кто есть кто, а уже загипнотизированы, по слову поэта, «неслыханной простотой» новой ленты испанского корифея авторского кино.

Когда-то, в восьмидесятые (это время вспомнит один из персонажей картины и скажет: «В 1981-м Мадрид был наш!»), Педро Альмодовар потряс публику свежим, эпатирующим, ярко метафорическим киноязыком, который так увлекательно было расшифровывать. Больше тридцати пяти лет спустя, сделав тридцать пятый по счету фильм, автор снял едва ли не самую прозрачную свою ленту. И ее анализ в рецензиях практически сводится к пересказу, потому что «как сказано, так и снято». Лента жизни едина - с ее воспоминаниями, кошмарами, снами, прошлым, настоящим и будущим.

В конечном счете содержание картины окажется объяснением в любви к кино. О чем, собственно, и картина. А также о том, почему и как кино спасает, утешает, и почему без него нельзя, и надо пробовать снова. Даже если ты, возможно, устал безмерно и уже заранее спрашиваешь близкого человека, маму: «Во что мне теперь играть?».

Сам Альмодовар практически уже ни во что не играет. Никаких аффектов. Никаких жестов, по крайней мере слишком подчеркнутых. Вообще ничего «слишком», хотя, если продолжать пересказывать, то есть анализировать фильм, покажется, что это сверхчувствительная латиноамериканская мелодрама. Режиссер даже подсказывает зрителю: «Хорошая игра - это не тогда, когда актер рвет страсти в клочья, это когда он стискивает зубы, чтобы не закричать от боли». Вот она, расшифровка смысла названия «Боль и слава»: чем меньше ты раскрываешься и, стало быть, подставляешься, тем больше получишь аплодисментов.

Сюжет начнет раскручиваться с того момента, когда герой Антонио Бандераса, режиссер, отправится разыскивать актера, с которым после фильма поссорился и не виделся 32 года. И снова они поссорятся - пока режиссер не отдаст актеру права на свою новеллу о нем: делай что хочешь, только поставь свое имя или псевдоним, а я не хочу отныне засвечиваться. В обмолвках, мимолетных репликах, перекличках мотивов и безыскусных переходах из прошлого в настоящее и обратно и разворачивается постепенно новый шедевр Альмодовара.

Коллеги-критики уже определили его как сочетание двух классических лент Феллини, к которому восходит отныне любое «кино о кино», - «81/2» (1963) и «Амаркорд» (1974) (в переводе - «Я вспоминаю»). И на историю любви к кино накладывается, вернее, сквозь нее прорастает, история любви к отдельным людям, к матери и мужчине. В конце концов мать (за кадром) уйдет в мир иной, а с мужчиной, в какой-то момент «случайно» пришедшим из прошлого (потрясающе сильная сцена!), герой расстанется навсегда, пообещав заехать к нему в гости в Буэнос-Айрес. Обманет, конечно. Ну кто же верит художникам. Главное, чтобы не врали в своем искусстве.

Вспомним «Высокие каблуки» (1991) - ранний шедевр мастера, где игра запредельная, искренность - тоже. В этом, и только в этом, заключается сегодня пафос новой ленты Педро Альмодовара. Он декларирует право остаться собой. Пусть другие ищут новую злободневность, открывают новые визуальные и вербальные территории, пробуют на зуб новый взгляд. Вчерашний новатор остается таковым даже в подчеркнутом - здесь - традиционализме, потому что снова идет поперек течения. Действие идет на полутонах, никакого насилия. Разве что дизайн квартиры режиссера с доминантой красного цвета напомнит о вкусе мэтра. И еще - из детства - фраза матери (потрясающая Пенелопа Крус): «Мы с тобой будем жить в землянке, как ранние христиане».

Вот уж правда так правда. Такое искусство и впрямь уходит под воду, как Атлантида. Недаром на Каннском фестивале картину, номинированную на Золотую пальмовую ветвь, так и не наградили.

#кино #фильмы #Альмодовар #Бандерас

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 110 (6463) от 20.06.2019 под заголовком «Во что мне теперь играть?».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?