«Боль и слава». О чем рассказывает новый фильм Педро Альмодовара?

На киноэкранах - фильм Педро Альмодовара «Боль и слава». Сыгравший в нем главную роль Антонио Бандерас получил награду как лучший актер на недавно прошедшем МКФ в Каннах.

«Боль и слава». О чем рассказывает новый фильм Педро Альмодовара? |

«Талантливый кинорежиссер на закате своего творческого пути оглядывается в прошлое, и на него обрушивается поток ярких воспоминаний. Нежные чувства к матери, любовь и расставание, поиски счастья и успеха. Все это приводит творца к важным размышлениям о жизни и искусстве - боли и славе» - так определяет содержание фильма сайт «КиноПоиск».

«Во что мне теперь играть?» - этот вопрос мальчик задает маме, которая вместе с подругами стирает белье в реке. В речную воду упадет мыло, к нему сразу же подплывут «мыльные рыбки» - женщины пошутят на этот счет. Потом снимут мальчика со спины его матери, чтобы она могла распрямиться. Вот в этот момент он и спросит: «Во что мне теперь играть?».

Альмодовар впервые всю картину говорит фактически о себе. О том, что болен - какая-то опухоль в позвоночнике. Что больше не уверен, удастся ли снять новый фильм, потому что, кроме наркотиков, снимающих боль, уже не осталось ничего, отвлекающего от боли. Эта тема появится сразу же, в сверхплотном начале фильма. И вот мы еще ничего не поняли, еще не знаем, кто есть кто, а уже загипнотизированы, по слову поэта, «неслыханной простотой» новой ленты испанского корифея авторского кино.

Когда-то, в восьмидесятые (это время вспомнит один из персонажей картины и скажет: «В 1981-м Мадрид был наш!»), Педро Альмодовар потряс публику свежим, эпатирующим, ярко метафорическим киноязыком, который так увлекательно было расшифровывать. Больше тридцати пяти лет спустя, сделав тридцать пятый по счету фильм, автор снял едва ли не самую прозрачную свою ленту. И ее анализ в рецензиях практически сводится к пересказу, потому что «как сказано, так и снято». Лента жизни едина - с ее воспоминаниями, кошмарами, снами, прошлым, настоящим и будущим.

В конечном счете содержание картины окажется объяснением в любви к кино. О чем, собственно, и картина. А также о том, почему и как кино спасает, утешает, и почему без него нельзя, и надо пробовать снова. Даже если ты, возможно, устал безмерно и уже заранее спрашиваешь близкого человека, маму: «Во что мне теперь играть?».

Сам Альмодовар практически уже ни во что не играет. Никаких аффектов. Никаких жестов, по крайней мере слишком подчеркнутых. Вообще ничего «слишком», хотя, если продолжать пересказывать, то есть анализировать фильм, покажется, что это сверхчувствительная латиноамериканская мелодрама. Режиссер даже подсказывает зрителю: «Хорошая игра - это не тогда, когда актер рвет страсти в клочья, это когда он стискивает зубы, чтобы не закричать от боли». Вот она, расшифровка смысла названия «Боль и слава»: чем меньше ты раскрываешься и, стало быть, подставляешься, тем больше получишь аплодисментов.

Сюжет начнет раскручиваться с того момента, когда герой Антонио Бандераса, режиссер, отправится разыскивать актера, с которым после фильма поссорился и не виделся 32 года. И снова они поссорятся - пока режиссер не отдаст актеру права на свою новеллу о нем: делай что хочешь, только поставь свое имя или псевдоним, а я не хочу отныне засвечиваться. В обмолвках, мимолетных репликах, перекличках мотивов и безыскусных переходах из прошлого в настоящее и обратно и разворачивается постепенно новый шедевр Альмодовара.

Коллеги-критики уже определили его как сочетание двух классических лент Феллини, к которому восходит отныне любое «кино о кино», - «81/2» (1963) и «Амаркорд» (1974) (в переводе - «Я вспоминаю»). И на историю любви к кино накладывается, вернее, сквозь нее прорастает, история любви к отдельным людям, к матери и мужчине. В конце концов мать (за кадром) уйдет в мир иной, а с мужчиной, в какой-то момент «случайно» пришедшим из прошлого (потрясающе сильная сцена!), герой расстанется навсегда, пообещав заехать к нему в гости в Буэнос-Айрес. Обманет, конечно. Ну кто же верит художникам. Главное, чтобы не врали в своем искусстве.

Вспомним «Высокие каблуки» (1991) - ранний шедевр мастера, где игра запредельная, искренность - тоже. В этом, и только в этом, заключается сегодня пафос новой ленты Педро Альмодовара. Он декларирует право остаться собой. Пусть другие ищут новую злободневность, открывают новые визуальные и вербальные территории, пробуют на зуб новый взгляд. Вчерашний новатор остается таковым даже в подчеркнутом - здесь - традиционализме, потому что снова идет поперек течения. Действие идет на полутонах, никакого насилия. Разве что дизайн квартиры режиссера с доминантой красного цвета напомнит о вкусе мэтра. И еще - из детства - фраза матери (потрясающая Пенелопа Крус): «Мы с тобой будем жить в землянке, как ранние христиане».

Вот уж правда так правда. Такое искусство и впрямь уходит под воду, как Атлантида. Недаром на Каннском фестивале картину, номинированную на Золотую пальмовую ветвь, так и не наградили.

#кино #фильмы #Альмодовар #Бандерас

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 110 (6463) от 20.06.2019 под заголовком «Во что мне теперь играть?».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...