Богиня, продающая билеты

Выставку Александра Самохвалова в Русском музее из государственных и частных собраний можно воспринимать поверхностно – выставленный по хронологии набор красивых картин и рисунков, сделанных универсальным профессионалом. Но в подтексте – размышления куратора Алисы Любимовой о взаимоотношениях художника и власти.

Богиня, продающая билеты | «Метростроевка у бетоньерки». 1937 г.

«Метростроевка у бетоньерки». 1937 г.

Биография Самохвалова выглядит безоблачной. Любознательный и талантливый юноша из Бежецка приезжает в Москву, берет уроки у Машкова и Кончаловского, потом перебирается в Петербург, интересуется символистами и Врубелем. На выставке показаны ранние работы – «Царевна ночи» и эскиз панно.

Затем он поступает в Академию художеств на прогрессивный архитектурный факультет, учится у Леонтия Бенуа. В смутное революционное время дружит с учениками Татлина, не сторонится авангардистских экспериментов. В 1923 году он оканчивает академию в мастерской Петрова-Водкина. В дипломной работе, названной учителем «Головомойка», изображено купание младенца. В ней сочетаются цветовые решения Петрова-Водкина и винтовая лестница, ведущая в небо. Родство «водкинцев» и футуристов заметил еще Николай Пунин.

Десятилетие между 1926-м и 1937 годом – пик творчества Самохвалова. Он находит свой стиль и свою нишу: юные женщины, советские Венеры, в которых гармонично сочетаются феминистская уверенность создателей нового мира и эротичность античных богинь.

Картины «Кондукторша», «Девушка в футболке», «После кросса» входят в постоянную экспозицию ГРМ, серия акварелей «Метростроевки» регулярно участвует в разных проектах. Они стали символами социалистического оптимизма.

Через много лет в своих мемуарах «Мой творческий путь» Самохвалов напишет о кондукторше, дающий сигнал к отправлению трамвая: «...колоссальная, страшная и благотворная сила – электричество, в прошлом считавшаяся покорной лишь Илье-пророку и великому громовержцу Зевсу, ныне покоряется простой работнице. Кондукторша, дающая сигнал хода, чем-то похожа на Оранту. Если бы ей навстречу попалась Афина в своей колеснице, то удивлена была бы не кондукторша, а Афина».

На выставке показана и менее известная серия эскизов к неосуществленной картине «Радость жизни». Юные стройные создания отдыхают на пляже, откровенно демонстрируя совершенство гибких форм. Этот же мотив стал главным в картине «Киров принимает парад физкультурников». Самохвалова интересует изображение стройных девушек в майках нежно-розового цвета и белых юбках, а не пафос парада. Тем более не Киров, вытесненный на периферию большого полотна.

Последовали упреки в формализме и «эстетизированной схематичности», звучавшие и прежде. Наверное, художник испугался. Кто тогда не знал, чем могли закончиться подобные обвинения. Советские Венеры исчезают с холстов Самохвалова. Он продолжает получать престижные заказы – панно для Всесоюзной выставки, панно для советского павильона на Всемирной выставке в Париже, картины с деяниями вождей.

Но такой Самохвалов, сухой и схематичный, неотличим от десятков соцреалистов. Появляются надуманные картины типа «Александр Блок в рабочем пикете». В 1967 году, за несколько лет до смерти, художник пишет картину «Аппассионата (Строители коммунизма)». На заводе во время обеденного перерыва взъерошенный пианист терзает рояль любимой сонатой Ленина. В толпе слушателей легко узнаются «цитаты» – девушка в футболке, работница, в первом ряду сидит смешной старичок со звездой Героя Труда, похожий на вождя. Жестом постмодерниста Самохвалов показывает, что всю жизнь поклонялся красоте. Сначала явно, а потом тайно.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 234 (5360) от 12.12.2014.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...