Богиня, продающая билеты

Выставку Александра Самохвалова в Русском музее из государственных и частных собраний можно воспринимать поверхностно – выставленный по хронологии набор красивых картин и рисунков, сделанных универсальным профессионалом. Но в подтексте – размышления куратора Алисы Любимовой о взаимоотношениях художника и власти.

Богиня, продающая билеты | «Метростроевка у бетоньерки». 1937 г.

«Метростроевка у бетоньерки». 1937 г.

Биография Самохвалова выглядит безоблачной. Любознательный и талантливый юноша из Бежецка приезжает в Москву, берет уроки у Машкова и Кончаловского, потом перебирается в Петербург, интересуется символистами и Врубелем. На выставке показаны ранние работы – «Царевна ночи» и эскиз панно.

Затем он поступает в Академию художеств на прогрессивный архитектурный факультет, учится у Леонтия Бенуа. В смутное революционное время дружит с учениками Татлина, не сторонится авангардистских экспериментов. В 1923 году он оканчивает академию в мастерской Петрова-Водкина. В дипломной работе, названной учителем «Головомойка», изображено купание младенца. В ней сочетаются цветовые решения Петрова-Водкина и винтовая лестница, ведущая в небо. Родство «водкинцев» и футуристов заметил еще Николай Пунин.

Десятилетие между 1926-м и 1937 годом – пик творчества Самохвалова. Он находит свой стиль и свою нишу: юные женщины, советские Венеры, в которых гармонично сочетаются феминистская уверенность создателей нового мира и эротичность античных богинь.

Картины «Кондукторша», «Девушка в футболке», «После кросса» входят в постоянную экспозицию ГРМ, серия акварелей «Метростроевки» регулярно участвует в разных проектах. Они стали символами социалистического оптимизма.

Через много лет в своих мемуарах «Мой творческий путь» Самохвалов напишет о кондукторше, дающий сигнал к отправлению трамвая: «...колоссальная, страшная и благотворная сила – электричество, в прошлом считавшаяся покорной лишь Илье-пророку и великому громовержцу Зевсу, ныне покоряется простой работнице. Кондукторша, дающая сигнал хода, чем-то похожа на Оранту. Если бы ей навстречу попалась Афина в своей колеснице, то удивлена была бы не кондукторша, а Афина».

На выставке показана и менее известная серия эскизов к неосуществленной картине «Радость жизни». Юные стройные создания отдыхают на пляже, откровенно демонстрируя совершенство гибких форм. Этот же мотив стал главным в картине «Киров принимает парад физкультурников». Самохвалова интересует изображение стройных девушек в майках нежно-розового цвета и белых юбках, а не пафос парада. Тем более не Киров, вытесненный на периферию большого полотна.

Последовали упреки в формализме и «эстетизированной схематичности», звучавшие и прежде. Наверное, художник испугался. Кто тогда не знал, чем могли закончиться подобные обвинения. Советские Венеры исчезают с холстов Самохвалова. Он продолжает получать престижные заказы – панно для Всесоюзной выставки, панно для советского павильона на Всемирной выставке в Париже, картины с деяниями вождей.

Но такой Самохвалов, сухой и схематичный, неотличим от десятков соцреалистов. Появляются надуманные картины типа «Александр Блок в рабочем пикете». В 1967 году, за несколько лет до смерти, художник пишет картину «Аппассионата (Строители коммунизма)». На заводе во время обеденного перерыва взъерошенный пианист терзает рояль любимой сонатой Ленина. В толпе слушателей легко узнаются «цитаты» – девушка в футболке, работница, в первом ряду сидит смешной старичок со звездой Героя Труда, похожий на вождя. Жестом постмодерниста Самохвалов показывает, что всю жизнь поклонялся красоте. Сначала явно, а потом тайно.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 234 (5360) от 12.12.2014.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.