Богиня, продающая билеты

Выставку Александра Самохвалова в Русском музее из государственных и частных собраний можно воспринимать поверхностно – выставленный по хронологии набор красивых картин и рисунков, сделанных универсальным профессионалом. Но в подтексте – размышления куратора Алисы Любимовой о взаимоотношениях художника и власти.

Богиня, продающая билеты | «Метростроевка у бетоньерки». 1937 г.

«Метростроевка у бетоньерки». 1937 г.

Биография Самохвалова выглядит безоблачной. Любознательный и талантливый юноша из Бежецка приезжает в Москву, берет уроки у Машкова и Кончаловского, потом перебирается в Петербург, интересуется символистами и Врубелем. На выставке показаны ранние работы – «Царевна ночи» и эскиз панно.

Затем он поступает в Академию художеств на прогрессивный архитектурный факультет, учится у Леонтия Бенуа. В смутное революционное время дружит с учениками Татлина, не сторонится авангардистских экспериментов. В 1923 году он оканчивает академию в мастерской Петрова-Водкина. В дипломной работе, названной учителем «Головомойка», изображено купание младенца. В ней сочетаются цветовые решения Петрова-Водкина и винтовая лестница, ведущая в небо. Родство «водкинцев» и футуристов заметил еще Николай Пунин.

Десятилетие между 1926-м и 1937 годом – пик творчества Самохвалова. Он находит свой стиль и свою нишу: юные женщины, советские Венеры, в которых гармонично сочетаются феминистская уверенность создателей нового мира и эротичность античных богинь.

Картины «Кондукторша», «Девушка в футболке», «После кросса» входят в постоянную экспозицию ГРМ, серия акварелей «Метростроевки» регулярно участвует в разных проектах. Они стали символами социалистического оптимизма.

Через много лет в своих мемуарах «Мой творческий путь» Самохвалов напишет о кондукторше, дающий сигнал к отправлению трамвая: «...колоссальная, страшная и благотворная сила – электричество, в прошлом считавшаяся покорной лишь Илье-пророку и великому громовержцу Зевсу, ныне покоряется простой работнице. Кондукторша, дающая сигнал хода, чем-то похожа на Оранту. Если бы ей навстречу попалась Афина в своей колеснице, то удивлена была бы не кондукторша, а Афина».

На выставке показана и менее известная серия эскизов к неосуществленной картине «Радость жизни». Юные стройные создания отдыхают на пляже, откровенно демонстрируя совершенство гибких форм. Этот же мотив стал главным в картине «Киров принимает парад физкультурников». Самохвалова интересует изображение стройных девушек в майках нежно-розового цвета и белых юбках, а не пафос парада. Тем более не Киров, вытесненный на периферию большого полотна.

Последовали упреки в формализме и «эстетизированной схематичности», звучавшие и прежде. Наверное, художник испугался. Кто тогда не знал, чем могли закончиться подобные обвинения. Советские Венеры исчезают с холстов Самохвалова. Он продолжает получать престижные заказы – панно для Всесоюзной выставки, панно для советского павильона на Всемирной выставке в Париже, картины с деяниями вождей.

Но такой Самохвалов, сухой и схематичный, неотличим от десятков соцреалистов. Появляются надуманные картины типа «Александр Блок в рабочем пикете». В 1967 году, за несколько лет до смерти, художник пишет картину «Аппассионата (Строители коммунизма)». На заводе во время обеденного перерыва взъерошенный пианист терзает рояль любимой сонатой Ленина. В толпе слушателей легко узнаются «цитаты» – девушка в футболке, работница, в первом ряду сидит смешной старичок со звездой Героя Труда, похожий на вождя. Жестом постмодерниста Самохвалов показывает, что всю жизнь поклонялся красоте. Сначала явно, а потом тайно.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 234 (5360) от 12.12.2014.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?