Богатыри павильонного масштаба

На экраны кинотеатров с шумом и помпой выпустили очередное историческое фэнтези под названием «Легенда о Коловрате».

Богатыри павильонного масштаба |

Авторы проекта (иначе увиденное и не назовешь) сделали все от них зависящее, чтобы привлечь публику в кинотеатры. В ход пошла настойчивая реклама - многочисленные интервью главного лица проекта продюсера и режиссера Джаника Файзиева. В них он заранее выписывал себе индульгенцию, комментируя возможные претензии: «Люди, которые ходят в кинотеатры учить историю, для меня дураки. Поэтому мне абсолютно все равно. Тем более что нас там особо упрекать не в чем с исторической точки зрения».

Сорежиссером фильма был приглашен Иван Шурховецкий. В прокат фильм выпустили в небывалом количестве копий. А чтобы несознательный народ, оглядывающийся на Тарковского, Германа и Сокурова, не роптал относительно качества увиденного на экране, на просмотр даже был приглашен президент страны...

Но подобные промоакции никак не избавляют авторов «Легенды» от упреков. Они заслужили их по полной программе - от всеми замеченной картошки (ее привез в Россию Петр Первый), до числа воинов в отряде Коловрата, которых было не полтора десятка (как в фильме), а 1300. Многие нестыковки и вовсе может заметить любой мало-мальски знакомый с отечественной историей зритель - от костюмов русских и батыевых воинов, одетых явно не по сезону, до того факта, что Евпатий в момент нападения ордынцев на Рязань находился от нее весьма далеко, в Чернигове.

Разумеется, между правдой исторической и правдой художественной бывает немалая разница. Но художественная правда должна быть убедительной, чего в данном случае нет и в помине. И никакие восторги относительно того, что фильм «Легенда о Коловрате» целиком снят с использованием технологии «хромакей», то есть в павильоне, увиденной фальши не искупают. Павильон специально строили для съемок. Актеры только размахивали на зеленом фоне мечами и палицами, а затем мастера компьютерных чудес «сочиняли» им боевую обстановку, подверстывая в кадр любую массовку по выбору режиссера. И это, увы, слишком очевидно на экране. Отсюда и эстетика визуального ряда, напоминающего очередную компьютерную игру, когда живые актеры, неестественно «дрыгаясь», двигаются в кадре будто персонажи анимационного кино. Да и сама «картинка» кажется бледной, неестественной. Снег, падающий на непокрытые головы Коловрата со товарищи, выглядит так, будто кто-то сверху сыплет искусственные снежинки.

Евпатий в исполнении артиста Ильи Малакова кажется странным, субтильным персонажем. У него в сознании постоянно перемешиваются сексуальные фантазии, воспоминания о ране, нанесенной в детстве монголами, и приступы вооруженной агрессии. Честно говоря, не очень хочется, чтобы поколение молодых зрителей, взращенное на компьютерных «стрелялках» и Гарри Поттере, представляло себе русских богатырей подобным образом. Единственная надежда - на творчество студии «Мельница», поставляющей на экраны российских кинотеатров анимационный цикл о трех богатырях, визуальный образ которых соответствует привычным былинным пропорциям героев.

В Сети полно отзывов, указывающих дуэту режиссеров на прямые заимствования из фильма «300 спартанцев» американца Зака Снайдера. Но авторов «Легенды о Коловрате», наверное, не смутишь. А смутишь ли тех ответственных лиц, которые выделяли на фильм деньги? Впрочем, понимаю, что вопрос риторический.

Стоит ли удивляться тому, что некие мальчики из неких городов, находясь в заморских землях, сегодня печалятся о судьбе тех, кто приходил на русскую землю с мечом, желая поработить живущий на ней народ. К счастью, батыево войско в фильме показано так, что хотя бы не внушает симпатий и сочувствия.

Нарисовать на компьютере, как известно, можно все что угодно. В том числе и всю нашу русскую историю.

#«Легенда о Коловрате». шоу #нестыковки

Комментарии