Блокадной зимой сорок третьего года

Федор Попов, режиссер («Петя по дороге в царствие небесное», «Коля - перекати поле», «Шукшинские рассказы», «Четыре таксиста и собака» и другие фильмы и сериалы), прошлой зимой взялся за реализацию военно-исторического проекта «Коридор бессмертия». Фильм, основанный на реальных событиях, расскажет о том как в феврале 1943 года жители блокадного Ленинграда за 17 дней построили железную дорогу длиной 33 километра, соединившую город с Большой землей. Шлиссельбургскую магистраль называли «Дорога Победы», но у самих железнодорожников она «славилась» как «коридор смерти». Удивительно, но этот факт как будто выпал из официальной истории блокады. Восстановить историческую справедливость взялись писатель Дмитрий Каралис, чей отец служил политруком - начальником поезда на Шлиссельбургской магистрали, и режиссер и продюсер Федор ПОПОВ, который и рассказал журналисту Елене БОБРОВОЙ о том, как снимается военное кино, в котором есть девушки, паровозы и ни одного немца.

Блокадной зимой сорок третьего года | ФОТО предоставлено PR-службой студии «Стелла»

ФОТО предоставлено PR-службой студии «Стелла»

- Федор Максимович, я помню один из первых съемочных дней фильма в Петербурге. Локомотивное депо Октябрьской железной дороги, огромные паровозы, мешки с песком, плакаты военного времени, люди в бушлатах... Вот только вместо снега шел чуть ли не проливной дождь.

- И даже в январе, когда надо было снимать на Дворцовом мосту, с утра зарядил дождь. Что делать? Отменять смену? Нет - за многие годы я понял один закон: ничего никогда не отменять. Отменить легко, а вот подготовить намного сложнее. Мы знали прогноз погоды и заранее приготовили и завезли настоящий снег, добавили искусственного, разбросали по Дворцовому мосту, создали видимость зимы 1943 года...

- Сейчас вы на каком этапе находитесь?

- Идет подготовка к окончательному блоку съемок. Две трети фильма сняты, причем самые масштабные сцены, как, например, строительство железнодорожного моста-переправы через Неву.

- Деньги собрали по принципу «с мира по нитке»?

- Да, спасибо всем, кто поверил и поддержал нас в трудный момент. Мы собрали 600 тысяч, которых хватило на строительство половины моста, остальное добавили из собственных средств. Но сейчас вновь пришлось объявить краудфандинг - те финансовые трудности, с которыми мы запустились с этим проектом, к сожалению, так и не разрешились. Министерство обороны РФ нам оказывало огромную материально-техническую и организационную помощь. Спасибо и Российскому союзу ветеранов, благодаря поддержке которого перед нами открывались двери очень многих инстанций. Большую помощь оказал губернатор Новгородской области Сергей Митин, поддержав наш фильм организационно во время строительства и съемок того самого моста. Съемки проходили в Новгородской области на берегу озера Ильмень, пейзаж которого максимально соответствовал нашей задаче.

- Масштабность проекта для вас принципиальна?

- Да. Но не для меня, а для тех, о ком и для кого фильм. Если историю, связанную со строительством Шлиссельбургской магистрали, рассказывать камерно, это не будет соответствовать масштабу самой темы и масштабу этого великого эпизода в жизни нашей страны и в истории блокады. Кроме того, фильм делается в первую очередь для показа в кинотеатрах. А в кино люди приходят смотреть эффектное зрелище, а не камерную историю, которую можно посмотреть по телевизору или в Интернете. Желательно, конечно, чтобы и зрелище было содержательным, а не состояло только из набора эффектных и масштабных технических приемов и штампов.

- В Петербурге, во всяком случае когда он был Ленинградом, мы вырастали, с младенчества впитав в себя ужас блокады. Что из военного прошлого лежит в основе вашего детства?

- Помню, как отмечали 20-летие окончания войны, я тогда ходил во второй класс. И ведь что такое 20 лет? Мы уже больше четверти века живем в новой стране, а ведь нам кажется, что 1990-е годы были только вчера. Так и те послевоенные десятилетия были настолько близки к 1945 году, что я ощущаю себя ребенком, родившимся практически сразу после войны. Признаков ее тогда много было - помню, как находили фашистские каски в лесу рядом с нашей дачей, помню, как делали самокаты из подшипников, на которых ездили тележки инвалидов без ног. У отца с войны осталось холодное оружие. Детские впечатления трудно, а иногда и невозможно вытравить из сознания. У меня не поднимается рука выбросить еду - привычка с тех полуголодных лет. Так что в моем сознании многое всплывало, когда мы работали над фильмом.

Но меня увлек именно факт строительства железной дороги за 17 дней в тех условиях - холод, голод, артобстрелы. Трудно себе представить титанические усилия строителей, большинство из которых были женщины...

- Помню тот съемочный день, когда Светлана Смирнова читала стихи Ольги Берггольц (сцена празднования в клубе железнодорожников 23 февраля 1943 года). Актриса не могла сдержать слез, а вслед за ней рыдала и массовка.

- Да, Света еще на пробах рассказала про свою бабушку, которая в блокаду похоронила родителей, младшую сестру, а сама попала в детский дом. Кто-то из нашей молодой актерской команды погружался в историю фильма через рассказы близких. А кто-то просто дотошно изучал материалы, как Артем Алексеев, который сыграл командира поезда по кличке Жора Полундра. Работая над ролью, он нашел много документов и узнал про своего персонажа, реального человека, даже больше, чем я.

- Кстати, о прототипах. Вы знаете, как сложилась судьба Ивана Пироженко, машиниста, чья бригада привела первый поезд в осажденный Ленинград? Все лавры достались уполномоченному Народного комиссариата путей сообщения Вольдемару Виролайнену, а Пироженко спустя несколько лет был осужден, скорее всего, по навету и последние годы жизни пытался бороться с искажениями фактов, касающихся легендарного рейса. Вам не было интересно рассказать об этой драме?

- Это интересно, но... очень много разных судеб и все не расскажешь. В основу нашего сценария лег еще один малоизвестный факт того времени. О нем я пока умолчу, хочу оставить что-то для зрителя. И все же мы предполагаем создание некой легенды. Правдивой с точки зрения эмоций, атмосферы того времени, характеров. Создаем хотя и не плакат о героизме, но военную драму, в чем-то даже мелодраму о двух девчонках, вчерашних школьницах, которым пришлось пройти многие круги ада военного времени.

- Судя по тем фрагментам фильма, которые я уже увидела, вы не стремились рассказать голую правду о блокаде.

- Именно голую правду невозможно и не нужно рассказывать. Особенно в художественном произведении. Рассказывать о фактах мародерства и даже людоедства? Зачем?.. Я все-таки здоровый оптимист. Считаю, что если показывать грязь и сложности, то обязательно с надеждой.

Конечно, мы знаем, что такое блокада. Сегодня многие факты доступны. Но мне интересно не в грязи копаться, а рассказывать о тех простых людях, благодаря которым и была выиграна война. Говорить о простых истинах, если хотите. Да, блокада. Да, страшно. Но вот один февральский день 1943 года - солнце светит, предощущение весны, прибавили карточки, пошел первый трамвай, девушки говорят о том, как здорово было бы сходить в Филармонию. Одна из героинь влюбляется... Что бы ни было - жизнь продолжалась.

Для меня важно рассказывать не про то, что человек способен на подлость, а о том, что человек способен на жертву и героизм.

- Вы считаете, что ответственность художника не в том, чтобы раскрывать правду, сколько в том, чтобы вдохновлять людей? Как Лука в горьковском «На дне»?

- Да, я за то, чтобы давать людям энергию, стимул, пробуждать в них доброе, а не отравлять их сознание знанием, что все ужасно. Помню, еще в СССР на Московском международном кинофестивале я впервые увидел японский фильм «Легенда о Нараяме». Грязи там! Но при этом великий финал - восхождение на гору Нараяму. В этом и есть посыл художника, любого. Если посыла нет, то в чем смысл искусства? Ведь все делается для чего-то. И хочется приносить людям пользу, а не только самому себе зарплату.

- Федор Максимович, вы не только режиссер, но и продюсер. Каковы приоритеты вашей кинокомпании, которая существует уже больше четверти века?

- И еще есть продюсерский центр «ВГИК-дебют», которому уже почти семь лет... Сейчас у нас одновременно три картины в производстве, не считая «Коридора бессмертия». И все три - дебюты. Где-то половина картин на двух студиях снимается дебютных, другая половина - это детское кино.

- И ведь это заведомо убыточные проекты.

- Нельзя сказать, что, скажем, детское кино заведомо убыточное. Например, моя картина «Четыре таксиста и собака» оказалась очень даже прибыльной. Другое дело, что при несколько иной государственной политике мы больше имели бы возможности раскручивать именно детское кино.

- В ноябре прошел фестиваль начинающих режиссеров. Можете говорить о какой-то тенденции? Что они мечтают снимать - «фестивальное» или коммерческое кино?

- Все по-разному. Опять же не стоит «фестивальное» кино как-то противопоставлять основной киноиндустрии. Недавно вышел «блокбастер» Николая Хомерики «Ледокол». А ведь первые работы Николая были сугубо «фестивальные». То же самое мы можем говорить про Лебедева и Кравчука (Николай Лебедев снял «Легенду № 17» и «Экипаж», Андрей Кравчук - «Адмирал» и грядущий «Викинг». - Прим. ред.). Нормальная мировая практика - вначале авторы, в том числе в США, попадают, например, на Сандэнс (американский кинофестиваль независимого кино. - Прим. ред.), получают призы, потом голливудские продюсеры их замечают и предлагают совсем другие бюджеты, понимая, что они получат прежде всего художественное произведение. Авторское кино - это чаще всего для режиссеров ступенька в развитии. И если не будет этой живой крови, киноиндустрия зачахнет.

- В этом году Минкульт поддержал рекордное количество дебютов.

- Да, 26 проектов. Огромная цифра, учитывая, что в прошлом году субсидию министерства получили лишь три дебютанта. Так что, казалось, движение в правильную сторону есть, но... Если присмотреться, то вы увидите, что половина получивших поддержку - вовсе не дебютанты в кино.

- Вроде актера и продюсера Александра Тютрюмова, который этим летом представил свой режиссерский дебют «Искушение». В этом году в списке дебютантов - состоявшиеся документалисты, актеры, операторы. Самое неожиданное имя - сатирик Михаил Задорнов, правда, как сценарист и худрук дебютного проекта.

- В этом смысле я считаю, позиция Минкульта очень уязвима. Если рассматривать дебюты как перспективные инвестиции, то о чем можно говорить, если дебютанту за 50 лет? Потом надо же понимать, что «дебютант» с именем имеет больше шансов получить возможность для реализации своего проекта. Согласитесь, странно выглядит их конкуренция, например, с Софьей Чернышевой, которую представлял наш «ВГИК-дебют». Лучшая ученица Вадима Абдрашитова, у нее прекрасная фильмография за годы обучения во ВГИКе - и не прошла. Очень обидно за то, что потерял наш кинематограф. Надеюсь, что Софья все-таки получит поддержку и снимет свой фильм в следующем году.

Вот вы сказали, что дебюты - заведомо убыточные для кинокомпании проекты. Да, рассчитывать на кассу не приходится. Скажем, такая яркая картина, как «Вакантна жизнь шеф-повара» Рустама Ильясова, обладателя главного приза конкурса короткометражного кино Московского международного кинофестиваля, была признана лучшим дебютом на фестивале в Выборге, ее купил для показа «Первый канал». Но разве она может выйти в прокат наравне, например, с «Ледоколом» Николая Хомерики? Так что у нас главная задача - открывать для отечественного кинематографа имена талантливых людей, которые потом будут снимать разное кино, в том числе, конечно, и коммерческие проекты.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 235 (5852) от 15.12.2016.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.