Блики счастья и тонны терпения

Актриса АБДТ им. Г. А. Товстоногова народная артистка России Лариса МАЛЕВАННАЯ в специальном представлении не нуждается. Множество ролей, сыгранных в театре, кино и на телевидении, педагогическая деятельность, режиссура, попытка организации театра на базе актерского курса — все это вехи ее биографии. Мы беседуем с замечательной актрисой после недавней премьеры — спектакля «Костюмер» в БДТ, где она играет женщину, бесконечно преданную театру, не актрису, а одну из тех, кого никогда не видит зритель: помощника режиссера, безответно влюбленную в ведущего актера маленького лондонского театра.

Блики счастья и тонны терпения |

— Ваша героиня в спектакле любит, но любовь ее больше похожа на ненависть. Что это — защитная маска или форма отчаяния?

— Режиссер все время настаивал на том, чтобы проявления моей героини были агрессивными. Он убежден, что она спасает любимого человека, отговаривая играть спектакль, на котором он может умереть. Конечно это любовь, привязанность — глубинная, серьезная.

— Но это несчастливая любовь?

— А что такое счастье и что такое несчастье?.. Неуловимые вещи. Бунин сказал кому-то из молодых писателей, что счастья вообще не бывает и есть только блики его. Я смотрела одну передачу. Я мало смотрю телевизор, но иногда интересно, чем живет молодежь. И там какой-то мальчик с гордостью говорил, что он как-нибудь проживет без любви. Зато с 15 или там с 14 лет он знает женщин. И у него их огромное количество. Он их коллекционирует. Любую может соблазнить. Ему говорят: «А если встретитесь с любовью?». «А я с ней не встречусь», — говорит. Он не хочет. Он считает, что счастлив. А по-моему, он несчастный урод. Моя же героиня — счастливая женщина, потому что ей повезло в этой жизни любить, встретиться с любовью, пусть и безответной.

— Как вы думаете, разочарования, неудачи делают человека мудрее?

— Есть такие восточные премудрости. Если вкратце сказать, то жизнь должна базироваться на трех вещах: истина, доброта и терпение. Жить по этим трем канонам очень трудно. Скажем, быть добрым к врагам и к недоброжелателям. Терпение — сложнейшая вещь. Но если мы терпим, если мы без ненависти встречаем другие суждения, непохожие на наши, принимаем других людей, непохожих на нас, то мы накапливаем белое вещество. И наоборот, раздражаясь, негодуя, мы накапливаем черное вещество. Белое вещество имеет свойство нейтрализовывать черное.

Не так давно мы репетировали «Мать» Карела Чапека в «Приюте Комедианта», и одному молодому актеру очень тяжело пришлось в период репетиций. Что-то не получалось. Я ему говорю: «Вы, знаете, терпите». И рассказала про белое и про черное вещество. Как-то после очередной его неудачной попытки слышу — идет по коридору. Опять поставили репетировать не его, а другого исполнителя. И слышу, он что-то бормочет. Прислушалась — он говорит: «Ничего, Димка, ничего, копи белое вещество». В результате он сыграл эту роль. Сыграл очень хорошо. Помог ему не только его дар и трудолюбие, но еще и терпение.

— Вы увлекаетесь восточной философией?

— Знаете, мой сын очень иронизирует над моею способностью увлекаться. То тем, то этим. Я не следую никакой системе. Из всего, что попадает мне в руки, из всего, что я читаю, с чем соприкасаюсь, я беру что-то полезное. Поэтому у меня какая-то собственная философия. Собственный взгляд на жизнь. Учусь у всех, не подражаю никому.

— Сильной, умной женщине нелегко, наверное, встретить мужчину, который был бы по крайней мере не слабее ее? Это проблема?

— Я не знаю. Мы встречаем в жизни тех людей, каких мы заслуживаем. Ни больше ни меньше. Если мы чего-то или кого-то не встретили — значит не заслужили.

— Своими поступками?

— Видите ли, мы ведь такие мелкие букашечки у Господа Бога. Мы почему-то решили, что созданы для того, чтобы быть счастливыми. Но это совсем не так. Душа живет вечно, она живет очень давно. И для того, чтобы моя душа не деградировала, а развивалась, я должна была в жизни пережить катастрофу... А чтобы в чем-то укрепиться, утвердиться, надо пережить какую-то победу. Эта программа создана не нами. Надо просто, видимо, чувствовать и угадывать свой путь. Но ни в коем случае не строить иллюзий по поводу безоблачного счастья.

И потом, как посмотреть. Вот моя жизнь. Начинаю вспоминать с самого рождения — сплошной кошмар. Я два раза умирала. Чудом вытаскивали из воспаления легких. Уже прощались. Нищее, голодное детство. Вечно болеющая мама. И дальше — сплошные удары судьбы. И думаю: «Боже мой, у меня же ужасная жизнь». А потом, в другой раз, я так пробегаю, опять с самого детства, и думаю: «Боже мой, я же счастливейшая из людей, какая у меня потрясающая жизнь. Какая хорошая, какая интересная. У меня была замечательная мама. Рано умерла. Ну что же. У других вообще мамы не было. У меня замечательные две сестры и брат. Прекрасный сын, и у него, слава богу, хорошая семья. Я выхожу на сцену БДТ. Иногда я что-то там делаю в кино...». У меня сейчас нет никаких терзаний, комплексов, никаких негативных переживаний. Но можно было бы их достать, при желании. Но я не хочу: а зачем?

— Нужно просто тушить в себе негативное?

— Нет, все негативное загонять внутрь — плохо. Лучше это не производить на свет. Лучше так относиться к событиям и к людям, чтобы не возникало это чувство плохого, потому что оно уничтожает человека, разъедает его.

— И как же остаться самим собой, не давая возможности обстоятельствам разрушить тебя?

— Недавно в книге Эрнеста Цветкова «Самопознание» я прочитала фразу «Стань травой». По-моему, очень мудро, только это не надо понимать буквально. Трава живет в гармонии с космосом. Стараюсь не загадывать далеко, не строить планов железобетонных. В нужный момент вдруг приходит нужная книга, нужный человек, нужная ситуация, нужная роль. Все приходит. Просто стараешься угадать какой-то внутренний ритм в себе, который совпадает с ритмом окружающей жизни.

Беседу вела Елена КИЛИНА


Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 193 (2823) от 18.10.2002 года. 


Комментарии