Главная городская газета

Блеск двора на берегу Леты

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

Главные лица моды Петербурга представят «Ассоциации» в Царском Селе

Ежегодный проект проводит своей десятый сезон в пригороде Петербурга. Кто станет его участником? Читать полностью

Запах «Счастья» в Летнем саду

Как связаны «Пирамида», «Коронный», «Прекрасное ожерелье» и картины из овощей - в нашем специальном материале. Читать полностью

Выставка буддийского искусства открылась в Петербурге

Вниманию посетителей готовы представить порядка ста уникальных произведений IX - XVIII веков. Читать полностью

Фестиваль «Михайловское» прошел в Пушкинских Горах

Студенты Пушкинского театрального центра представили пушкиноогорцам свои премьерные спектакли. Читать полностью

«Петербург» в Театре на Васильевском

С драматургом Юлией Тупикиной - автором популярной пьесы - встретился автор «СПб ведомостей». Читать полностью

Первая балетная школа России отпраздновала юбилей

В течение трех дней на сцене Мариинского театра сдавали экзамен выпускники Академии русского балета имени А. Я. Вагановой.
Читать полностью
Блеск двора на берегу Леты | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

В Золотой анфиладе Екатерининского дворца можно увидеть выставку костюмов к фильму Алексея Учителя «Матильда». 70 экспонатов представляют придворную моду России конца XIX - начала XX века во всем ее разнообразии и блеске: бальные, вечерние, визитные платья, блестящие военные мундиры, облачения священнослужителей.

Композиционным и смысловым центром выставки стала сцена коронации императора Николая Второго и императрицы Александры Федоровны.

Оригинал коронационного платья императрицы дошел до нас и хранится в Оружейной палате Московского кремля. Не все знают сегодня, что носить такие платья было тяжелым испытанием. Платье Марии Федоровны, супруги Александра Третьего, к примеру, тянуло на 20 кг, так что императрица едва могла передвигаться в нем. А она была женщина хоть и хрупкая, но энергичная и выносливая. Александра же Федоровна с юных лет отличалась слабым здоровьем, у нее были больные ноги, поэтому создателям платья (его шили в Петербурге в мастерской Ольги Бульбенковой) надо было придумать, как сделать наряд полегче. Ткань заказали на фабрике Сапожниковых, которые предоставили «облегченный» вариант парчи, внешне не отличавшийся от обычной.

Образцом для художников, «одевших» фильм, - Надежды Васильевой и Ольги Михайловой - послужили исторические костюмы из музейных собраний, преимущественно из Эрмитажа.

На выставке много парадных платьев, выполненных в так называемом русском стиле. Еще в 1834 году император Николай Первый издал указ, согласно которому придворные дамы должны были появляться на официальных и светских мероприятиях одетыми в русском стиле. Художники по костюмам сохранили все основные черты «патриотических» платьев: длинные шлейфы, «ложные» рукава, кокошники с длинной фатой. Такие костюмы фрейлины носили вплоть до крушения Российской империи.

Их цвета и отделки были регламентированы. Однако правила не касались членов императорской семьи - для них платья создавались по индивидуальным заказам. Работая над костюмами, художники иногда использовали исторические орнаменты, а порой - фантазийные, но укладывающиеся в стиль эпохи.

Около 20 платьев было сшито для исполнительницы роли Кшесинской: для танцев, репетиций, прогулок по городу, выхода в свет и так далее. Балетные костюмы воссоздавались отчасти по сохранившимся эскизам, сделанным директором Императорских театров Иваном Всеволожским.

Невозможно не сказать о шляпках, представленных на выставке. В России шляпы были истреблены как класс после революции. Может быть, и к лучшему. Потому что на рубеже веков огромные вычурные шляпы принято было украшать не только перьями, но и чучелами птиц (привет Яну Фабру).

Есть такие шляпки и в Эрмитаже - из гардероба Марии Федоровны. Наиболее высоко ценились перья страуса, цапли и райской птицы. Шляпы с декором из перьев заморских экзотических птиц стоили очень дорого, и далеко не все могли себе позволить такие. Приходилось заниматься «импортозамещением» и использовать шкурки и перья отечественных птиц - от орлов до куропаток. Никого не жалели. Счет пернатых, принесенных в жертву тщеславию и капризам моды, шел на миллионы. Только в 1921 году безудержное истребление птиц было запрещено законом. Да и мода прошла. Художники по костюмам «Матильды» рассказали, что обращались к услугам таксидермистов.

Костюмы не упрятаны в витрины, как это происходит, когда выставляют исторические, мемориальные предметы. Они демонстрируются на специальных манекенах, которые стоят на невысоких прозрачных подиумах и словно парят в воздухе.

Выглядит эффектно. Когда попадаешь в Золотую анфиладу Екатерининского дворца, кажется, что залы наполнились жизнью, смехом, музыкой, шелестом тканей. Все это великолепие множится, отражаясь в зеркалах, в которых отражаемся и мы. Российская империя, показанная в фильме Алексея Учителя, доживала последние годы. Но, перед тем как огромная империя погрузилась в стылые воды Леты, блеск императорского двора достиг апогея.

Выставка будет работать до 1 апреля 2017 года. Премьера фильма «Матильда» намечена на весну.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook