Блеск двора на берегу Леты

В Золотой анфиладе Екатерининского дворца можно увидеть выставку костюмов к фильму Алексея Учителя «Матильда». 70 экспонатов представляют придворную моду России конца XIX - начала XX века во всем ее разнообразии и блеске: бальные, вечерние, визитные платья, блестящие военные мундиры, облачения священнослужителей.

Блеск двора на берегу Леты | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Композиционным и смысловым центром выставки стала сцена коронации императора Николая Второго и императрицы Александры Федоровны.

Оригинал коронационного платья императрицы дошел до нас и хранится в Оружейной палате Московского кремля. Не все знают сегодня, что носить такие платья было тяжелым испытанием. Платье Марии Федоровны, супруги Александра Третьего, к примеру, тянуло на 20 кг, так что императрица едва могла передвигаться в нем. А она была женщина хоть и хрупкая, но энергичная и выносливая. Александра же Федоровна с юных лет отличалась слабым здоровьем, у нее были больные ноги, поэтому создателям платья (его шили в Петербурге в мастерской Ольги Бульбенковой) надо было придумать, как сделать наряд полегче. Ткань заказали на фабрике Сапожниковых, которые предоставили «облегченный» вариант парчи, внешне не отличавшийся от обычной.

Образцом для художников, «одевших» фильм, - Надежды Васильевой и Ольги Михайловой - послужили исторические костюмы из музейных собраний, преимущественно из Эрмитажа.

На выставке много парадных платьев, выполненных в так называемом русском стиле. Еще в 1834 году император Николай Первый издал указ, согласно которому придворные дамы должны были появляться на официальных и светских мероприятиях одетыми в русском стиле. Художники по костюмам сохранили все основные черты «патриотических» платьев: длинные шлейфы, «ложные» рукава, кокошники с длинной фатой. Такие костюмы фрейлины носили вплоть до крушения Российской империи.

Их цвета и отделки были регламентированы. Однако правила не касались членов императорской семьи - для них платья создавались по индивидуальным заказам. Работая над костюмами, художники иногда использовали исторические орнаменты, а порой - фантазийные, но укладывающиеся в стиль эпохи.

Около 20 платьев было сшито для исполнительницы роли Кшесинской: для танцев, репетиций, прогулок по городу, выхода в свет и так далее. Балетные костюмы воссоздавались отчасти по сохранившимся эскизам, сделанным директором Императорских театров Иваном Всеволожским.

Невозможно не сказать о шляпках, представленных на выставке. В России шляпы были истреблены как класс после революции. Может быть, и к лучшему. Потому что на рубеже веков огромные вычурные шляпы принято было украшать не только перьями, но и чучелами птиц (привет Яну Фабру).

Есть такие шляпки и в Эрмитаже - из гардероба Марии Федоровны. Наиболее высоко ценились перья страуса, цапли и райской птицы. Шляпы с декором из перьев заморских экзотических птиц стоили очень дорого, и далеко не все могли себе позволить такие. Приходилось заниматься «импортозамещением» и использовать шкурки и перья отечественных птиц - от орлов до куропаток. Никого не жалели. Счет пернатых, принесенных в жертву тщеславию и капризам моды, шел на миллионы. Только в 1921 году безудержное истребление птиц было запрещено законом. Да и мода прошла. Художники по костюмам «Матильды» рассказали, что обращались к услугам таксидермистов.

Костюмы не упрятаны в витрины, как это происходит, когда выставляют исторические, мемориальные предметы. Они демонстрируются на специальных манекенах, которые стоят на невысоких прозрачных подиумах и словно парят в воздухе.

Выглядит эффектно. Когда попадаешь в Золотую анфиладу Екатерининского дворца, кажется, что залы наполнились жизнью, смехом, музыкой, шелестом тканей. Все это великолепие множится, отражаясь в зеркалах, в которых отражаемся и мы. Российская империя, показанная в фильме Алексея Учителя, доживала последние годы. Но, перед тем как огромная империя погрузилась в стылые воды Леты, блеск императорского двора достиг апогея.

Выставка будет работать до 1 апреля 2017 года. Премьера фильма «Матильда» намечена на весну.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 230 (5847) от 08.12.2016.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.