Биобалет и Amore

Сегодня выступлением балета Лотарингии на сцене БДТ им. Г. Товстоногова завершит свою программу фестиваль «Дягилев. P. S.». А на уходящей неделе поклонники хореографического искусства увидели еще два замечательных балета.

Биобалет и Amore | Светлана Захарова и Денис Родькин в балете «Франческа да Римини». Photo by Alain Hanel предоставлено Principe PR Media

Светлана Захарова и Денис Родькин в балете «Франческа да Римини». Photo by Alain Hanel предоставлено Principe PR Media

Работы английского хореографа Уэйна Макгрегора в нашем городе представали в исполнении танцовщиков разных коллективов. Нынче мастер показал балет «АвтоБИОграфия» в прочтении своей собственной труппы. Примечательно, что в роли сопродюсера нового опуса Макгрегора выступил фестиваль «Дягилев. P. S.».

Уэйн Макгрегор - личность своеобразная, помимо танца его интересуют вопросы психологии, физиологии и генетики. В Англии хореографа называют «ученым сочинителем танца», подразумевая под этим его стремление передать в пластике природу генома отдельного человека, который представляет собою, по убеждению Макгрегора, «живой архив», где сливаются воедино воспоминания, документы и опыт индивидуума.

«АвтоБИОграфия» - балет очень личный: работая над ним, хореограф сотрудничал с генетиками, которые создали полную генетическую карту автора. Балет состоит из 23 эпизодов, по аналогии с числом пар хромосом человеческого генома.

Первую часть балета хореограф назвал «Аватара» - воплощение божественного в человеке. Один за другим появлялись на сцене танцовщики, каждый - в сольной вариации, которая символизирует отдельный ген. Рослые, с красивыми телами, они поражали пластикой, гибкостью, энергией, темпераментом. Вторая часть названа «Светящийся», где в потоках яркого света раскрываются тайники человеческой души. Постепенно сцена заполнилась танцовщиками, персонажи были символическими и реальными. Эпизоды почти натуралистические и возвышенно-обобщенные свободно располагаются в пространстве спектакля, подчиняясь прихотливой вязи ощущений постановщика. Для Макгрегора главное - процесс поиска смысла жизни, рисунок которой непредсказуем и требует от человека мужества, чтобы воспринимать все конфликты и контрасты творчества и бытия.

В иной хореографический мир погрузила зрителей программа Amore, состоящая из трех одноактных миниатюр и созданная специально для выдающейся балерины Светланы Захаровой, воспитанницы Академии русского балета им. А. Я. Вагановой, прима-балерины Большого театра и этуали, покорившей весь мир. О ее творчестве написаны книги, сотни статей, опубликованы ее бесчисленные интервью. Танцовщица с радостью приняла предложение принять участие в интеллектуальном фестивале, освященном именем Дягилева. Зал Александринского театра был переполнен поклонниками балерины, некоторые еще помнят ее первые выступления на Мариинской сцене. Присутствовала в зале и старейший репетитор театра Ольга Моисеева, сыгравшая важную роль в становлении молодой танцовщицы.

Трагическую фреску «Франческа да Римини» на музыку Чайковского поставил хореограф Юрий Посохов, художник эмоционально открытый и всегда искренний. В партии Франчески Захарова вновь покорила совершенством формы, поражали ее словно выточенные скульптором ноги и стопы, поразительной красоты и выразительности руки. Ее Франческа - воплощение нежности, любви и жертвенности. Партнером Захаровой, ее Паоло, стал солист Большого театра Денис Родькин, в формировании которого как танцовщика и актера значительную роль сыграл Николай Цискаридзе.

Вторую миниатюру вечера «Пока не пошел дождь» на музыку Баха, Респиги и Пино-Кинтана сочинил известный хореограф Патрик де Бана. Героиня Захаровой словно всматривается в окно, за которым вот-вот должна разразиться гроза. Возлюбленные девушки в ярком исполнении Патрика де Бана и Дениса Савина создают вместе с ней любовный треугольник, где героине предстоит сделать нелегкий выбор «пока не пошел дождь», способный разрушить мечты и надежды. Спектакль заканчивается той же мизансценой, что и начинался: девушка сидит у стола, дождь прошел, но не принес облегчения, выбор не состоялся, впереди тоска и одиночество. Хореограф Маргерит Донлон объяснила странное название своего балета - «Штрихи без хвоста». Моцарт при сочинении 40-й симфонии использовал в партитуре свой авторский знак - перечеркивал хвосты нот, тем самым показывая исполнителям, что они могут произвольно выбирать длительность их звучания.

Перед нами возник юный Моцарт-Захарова, одетая в дирижерский фрак, Моцарт - шалун, шутник, насмешник. Он произвольно и с юмором руководит своими музыкантами-нотами, прихотливо выстраивает их ансамблевые эпизоды, «перечеркивает» их, вовлекая в игру-забаву.

Светлана Захарова доказала еще раз, что она не только этуаль классического балета, но и замечательный интерпретатор опусов, созданных в стиле танца-модерн.

#«Дягилев. P. S.» #классика #модерн

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.