Биобалет и Amore
Сегодня выступлением балета Лотарингии на сцене БДТ им. Г. Товстоногова завершит свою программу фестиваль «Дягилев. P. S.». А на уходящей неделе поклонники хореографического искусства увидели еще два замечательных балета.
Светлана Захарова и Денис Родькин в балете «Франческа да Римини». Photo by Alain Hanel предоставлено Principe PR Media
Работы английского хореографа Уэйна Макгрегора в нашем городе представали в исполнении танцовщиков разных коллективов. Нынче мастер показал балет «АвтоБИОграфия» в прочтении своей собственной труппы. Примечательно, что в роли сопродюсера нового опуса Макгрегора выступил фестиваль «Дягилев. P. S.».
Уэйн Макгрегор - личность своеобразная, помимо танца его интересуют вопросы психологии, физиологии и генетики. В Англии хореографа называют «ученым сочинителем танца», подразумевая под этим его стремление передать в пластике природу генома отдельного человека, который представляет собою, по убеждению Макгрегора, «живой архив», где сливаются воедино воспоминания, документы и опыт индивидуума.
«АвтоБИОграфия» - балет очень личный: работая над ним, хореограф сотрудничал с генетиками, которые создали полную генетическую карту автора. Балет состоит из 23 эпизодов, по аналогии с числом пар хромосом человеческого генома.
Первую часть балета хореограф назвал «Аватара» - воплощение божественного в человеке. Один за другим появлялись на сцене танцовщики, каждый - в сольной вариации, которая символизирует отдельный ген. Рослые, с красивыми телами, они поражали пластикой, гибкостью, энергией, темпераментом. Вторая часть названа «Светящийся», где в потоках яркого света раскрываются тайники человеческой души. Постепенно сцена заполнилась танцовщиками, персонажи были символическими и реальными. Эпизоды почти натуралистические и возвышенно-обобщенные свободно располагаются в пространстве спектакля, подчиняясь прихотливой вязи ощущений постановщика. Для Макгрегора главное - процесс поиска смысла жизни, рисунок которой непредсказуем и требует от человека мужества, чтобы воспринимать все конфликты и контрасты творчества и бытия.
В иной хореографический мир погрузила зрителей программа Amore, состоящая из трех одноактных миниатюр и созданная специально для выдающейся балерины Светланы Захаровой, воспитанницы Академии русского балета им. А. Я. Вагановой, прима-балерины Большого театра и этуали, покорившей весь мир. О ее творчестве написаны книги, сотни статей, опубликованы ее бесчисленные интервью. Танцовщица с радостью приняла предложение принять участие в интеллектуальном фестивале, освященном именем Дягилева. Зал Александринского театра был переполнен поклонниками балерины, некоторые еще помнят ее первые выступления на Мариинской сцене. Присутствовала в зале и старейший репетитор театра Ольга Моисеева, сыгравшая важную роль в становлении молодой танцовщицы.
Трагическую фреску «Франческа да Римини» на музыку Чайковского поставил хореограф Юрий Посохов, художник эмоционально открытый и всегда искренний. В партии Франчески Захарова вновь покорила совершенством формы, поражали ее словно выточенные скульптором ноги и стопы, поразительной красоты и выразительности руки. Ее Франческа - воплощение нежности, любви и жертвенности. Партнером Захаровой, ее Паоло, стал солист Большого театра Денис Родькин, в формировании которого как танцовщика и актера значительную роль сыграл Николай Цискаридзе.
Вторую миниатюру вечера «Пока не пошел дождь» на музыку Баха, Респиги и Пино-Кинтана сочинил известный хореограф Патрик де Бана. Героиня Захаровой словно всматривается в окно, за которым вот-вот должна разразиться гроза. Возлюбленные девушки в ярком исполнении Патрика де Бана и Дениса Савина создают вместе с ней любовный треугольник, где героине предстоит сделать нелегкий выбор «пока не пошел дождь», способный разрушить мечты и надежды. Спектакль заканчивается той же мизансценой, что и начинался: девушка сидит у стола, дождь прошел, но не принес облегчения, выбор не состоялся, впереди тоска и одиночество. Хореограф Маргерит Донлон объяснила странное название своего балета - «Штрихи без хвоста». Моцарт при сочинении 40-й симфонии использовал в партитуре свой авторский знак - перечеркивал хвосты нот, тем самым показывая исполнителям, что они могут произвольно выбирать длительность их звучания.
Перед нами возник юный Моцарт-Захарова, одетая в дирижерский фрак, Моцарт - шалун, шутник, насмешник. Он произвольно и с юмором руководит своими музыкантами-нотами, прихотливо выстраивает их ансамблевые эпизоды, «перечеркивает» их, вовлекая в игру-забаву.
Светлана Захарова доказала еще раз, что она не только этуаль классического балета, но и замечательный интерпретатор опусов, созданных в стиле танца-модерн.
Комментарии