Библиотеке имени Лихачева подарили картины Виктора Шкультецкого

Необычный дар получила библиотека имени Дмитрия Сергеевича Лихачева, расположенная на проспекте Тореза, 32, недалеко от площади Мужества. Потомки инженера Виктора Ивановича Шкультецкого передали в нее картины, созданные им в блокадном Ленинграде.

Библиотеке имени Лихачева подарили картины Виктора Шкультецкого | Снимок сделан в конце войны. Наверное, для Шкультецкого было важно, чтобы его сфотографировали с медалью «За оборону Ленинграда»./Репродукция. ФОТО автора

Снимок сделан в конце войны. Наверное, для Шкультецкого было важно, чтобы его сфотографировали с медалью «За оборону Ленинграда»./Репродукция. ФОТО автора

Биографические данные этого человека достаточно скупы. Родился в 1905 году в Великом Новгороде в семье железнодорожного служащего. Окончил там реальное училище, а после революции — индустриальный техникум в Ленинграде, стал инженером. Где работал до войны, его родные не знают, но зато точно известно, что после нее он трудился в Ленинградском институте народного хозяйства, где возглавлял группу по проектированию уборочных машин.

Что же касается творчества, то Виктор Иванович был художником-любителем. И, скорее всего, его картины остались бы исключительно частью семейной истории, если бы не тот факт, что многие из них написаны во время блокады. Можно сказать, были созданы не благодаря, а вопреки. Все они подписаны автором, а даты говорят сами за себя — 1942‑й, 1943‑й, 1944‑й… Может показаться удивительным, что на полотнах — вовсе не картины войны, а пейзажи русской природы.

Представьте, какой силой воли надо было обладать, чтобы в условиях осажденного города найти в себе силы заниматься живописью! — говорит дочь племянницы художника Татьяна Чужанова, доцент Санкт-Петербургского госуниверситета промышленных технологий и дизайна. — Возможно, творчество помогало ему отвлечься от мыслей о еде, приглушить чувство голода, а также служило своего рода формой сопротивления ужасу, царившему за окнами. Он отчетливо понимал: природа сильнее войны, она живет по своим законам, которые никому не под силу нарушить…

В то время Виктор Шкультецкий жил на улице Восстания, и, когда в дом попала бомба, квартира была повреждена, часть картин погибла. Виктору Ивановичу предоставили комнату на улице Рылеева, где он прожил до самого конца войны, а потом еще больше двадцати лет после нее.

В семейном архиве сохранились маленькие фоторепродукции картин, созданных художником во время блокады. Виктор Иванович отправлял эти карточки маме, Надежде Петровне, находившейся в эвакуации, а на обороте оставлял короткие послания.

«Это я писал копию с известной картины «Корабельная роща» Шишкина… Я каждой минутой свободной дорожу, так как мне уже 38 лет, а хочется в природе еще многое узнать», — сообщал Виктор матери в 1943 году.

пейзаж 1943.jpg
На полотне — мир и спокойствие. За окном — 1943 год. / Репродукция. ФОТО автора

«Все картины, написанные мною, это след жизни моей, — признавался Виктор матери в январе 1944‑го. — Их много безвозвратно погибло, но часть сохранилась на стенах комнаты моей. А сколько сил и времени ушло на все полотна. Как билось сердце! Что я в тот момент переживал…».

На одной из блокадных фотокарточек Виктора Ивановича, сохранившихся в семейной коллекции, — настоящий натюрморт. Но перед нами вовсе не картина. «Мамочка! Это овощи с собственного огорода, выросли хорошие, — поясняет надпись автора на обороте, датированная 12 сентября 1943 года. — За свои труды получил хорошие плоды. Кушаем вовсю. Думаю квасить капусту»…

Виктор Иванович рано ушел из жизни, в 1967 году, мне не довелось его застать, — говорит Татьяна Чужанова. — По воспоминаниям моей мамы, Киры Георгиевны Нюбиковой, он был необычайно творческим человеком: увлекался фотографированием, сам конструировал фотоаппараты, великолепно играл на гитаре, исполнял классическую музыку. С удовольствием водил свою племянницу в Большой зал Филармонии. Словом, был классическим ленинградским интеллигентом…

Почему родные решили отдать картины именно в библиотеку имени Лихачева? Виктор Шкультецкий и Дмитрий Лихачев хотя и не были знакомы, но были представителями одного поколения, почти ровесниками, людьми одного мировоззрения. Родственники Виктора Ивановича благодарны, что сотрудники почувствовали эту духовную связь и приняли в дар живописные полотна. Кроме того, в свое время племянница художника была читателем именно этой библиотеки, и семейная память привела сюда ее дочь.

урожай овощей.jpg
Именно эту фотографию Виктор Иванович послал матери, предлагая ей порадоваться урожаю, выращенному им в блокадном Ленинграде. / Репродукция. ФОТО автора

В самой библиотеке были чрезвычайно растроганы и удивлены подарком: обычно преподносят книги, а тут — картины, да еще и с такой историей. Сейчас они представлены на вернисаже «Искусство побеждает голод», затем их будут выставлять для широкой публики к памятным датам, связанным с блокадой. Есть также планы сделать их частью передвижной выставки.

#библиотека #картины #блокада Ленинграда

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 174 (7257) от 19.09.2022 под заголовком «След жизни».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?