В РНБ рассказали о подвиге библиотекарей в годы блокады

О забытых, но достойных памяти судьбах библиотекарей, работавших в годы Великой Отечественной войны, вспоминали в Российской национальной библиотеке. Речь об этом шла на конференции, посвященной подвигу библиотекарей, приуроченной к 75-летию полного освобождения Ленинграда от блокады.

В РНБ рассказали о подвиге библиотекарей в годы блокады  | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Значительная часть выступлений была посвящена Елене Филипповне Егоренковой. Она была единственной женщиной-руководителем, возглавлявшем Публичку за всю ее историю. Кроме того, именно она встала во главе библиотеки в самые тяжелые - блокадные - годы. Бывший тогда директором Александр Вольпер эвакуировался в город Мелекесс с ценными материалами, которые удалось погрузить в эшелон, а управление возложили на его заместительницу.

О Елене Егоренковой осталось крайне мало материалов и воспоминаний. А ведь именно она, 34-летняя, сумела сохранить в Ленинграде работу библиотеки, и в РНБ на конференции прозвучали сведения, собранные буквально по крупицам. Как под фонарем «летучая мышь» в подвалах разыскивали документы, необходимые для того, чтобы проложить ледовую дорогу по Ладоге. Как готовили материалы по производству товаров народного потребления на основе книг XVII - XVIII веков (например, свечей и спичек). Вспомнили и такой любопытный эпизод, относившийся к 1943 году: американский журналист зашел в Публичку и увидел: около десятка женщин с лучинами сидят, «зарывшись в вырезки ленинградских газет и будто ничего не видят вокруг». А кругом - обстрелы...

Тела сотрудников, умерших на посту, складывали зимой с внутренней стороны двора по Садовой улице (между нынешним директорским входом и Домом Крылова), а в один из дней пришел грузовик их вывезти, и так случилось - именно на эту дату Смольный дал команду найти материалы в фондах. Так и работали: отправили в последний путь товарищей и продолжили трудиться в каталогах.

После войны Елену Егоренкову без объяснения причин поменяли на другого руководителя, в 1949-м вернули как энергичного и грамотного специалиста, но в итоге подвели дело к освобождению и с рядовой должности. Причем поставили в вину, что в блокаду она с работой и коллективом «сжилась до семейственности включительно», при этом допустила засоренность кадров «людьми чуждыми, не внушающими политического доверия», а в научной деятельности при ней утверждались «черты информационности».

Даже для того времени это было написано такими «белыми нитками», что Егоренкова осмелилась опротестовать характеристику в ЦК партии. Там отменили претензии к периоду директорства, но в библиотеку для нее пути уже не было.

Как отметил генеральный директор РНБ Александр Вершинин, жизнь библиотечного Ленинграда в годы войны и блокады будет и дальше изучаться - на основе документов, судеб, исторических параллелей. По его словам, в исследованиях предстоит кооперация со многими организациями, в том числе с Президентской библиотекой. Блокадной тематикой в ней также занимаются давно и плодотворно.

#РНБ #библиотека #война #память #конференция

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 008 (6361) от 18.01.2019 под заголовком «Библиотекари тоже были бойцами».


Комментарии