Безухов, покоритель Альбиона

Где-то в начале романа «Война и мир» юный Пьер Безухов, воображая себя Наполеоном, мечтает о переправе через Ла-Манш, о захвате Лондона... Что-то в этом духе и случилось сейчас, двести лет спустя. Англию завоевал роман Толстого – или, наоборот, Англия покорила «Войну и мир», тут сложно сказать наверняка. Канал BBC снял шестисерийную экранизацию «русской Илиады», на прошлой неделе ее показали у нас.

Безухов, покоритель Альбиона |

Нетерпеливые зрители с хорошим доступом в Интернет, впрочем, успели взглянуть на мини-сериал еще пару месяцев назад, оценить его, похвалить, разругать и вынести вердикт. Ругали за несоответствия и несообразности: например, притчей во языцех уже стал наполеоновский орден Почетного легиона, неизвестно как очутившийся на груди монархиста-изгнанника виконта де Мортемара. За крестик, который княжна Марья носит навыпуск поверх платья, отчего она, замечали остряки, «похожа на архиерея». За разное... Кажется, впрочем, что в первую очередь тут говорила некоторая ревность – чего это нашим достоянием «для прихоти обильной торгует Лондон щепетильный»? Толстой целиком наш, и понять его можем только мы, а «немец» – не замай...

Срабатывает и вполне понятный консерватизм, согласно которому главной официальной киноадаптацией «Войны и мира» является, конечно, фильм Сергея Бондарчука. Все прочие попытки в этом жанре оцениваются по степени похожести на этот прототип. Князь Андрей должен иметь ледяное благородство Вячеслава Тихонова, Наташа не может не иметь очарования Людмилы Савельевой. Даже сами споры вокруг слишком немолодого и слишком опытного бондарчуковского Пьера Безухова – это как будто бы уже часть канона.

И поэтому, конечно, сперва удивляют совсем другие, юные офицеры Болконский (Джеймс Нортон) и Ростов (Джек Лоуден). Лоуден, впрочем, чем-то неуловимо, каким-то лукавством во взгляде, похож на молодого Табакова, так что тут, может, и не обошлось без влияния эпопеи Бондарчука.

Вдруг становится ясно: это все невзрослые люди, имеющие опыт схваток, но не имеющие опыта настоящей усталости от жизни. «О молодые генералы своих судеб!». Они не уверенно торят жизнь, они рвутся наудачу. Не только в пороховом дыму отлично снятых хаотичных сражений, но и в тумане мирной жизни.

И этот риск и незнание делают каждый их выбор тем более важным и экзистенциальным. От их незрелости он делается не менее, а более настоящим. И в вечное небо Аустерлица глядит не маститый мыслитель, а раненый юноша, у которого не так много за спиной. Вот это «омоложение» «Войны и мира» пошло на пользу и сериалу, и, страшно сказать, самому роману – вернее, нашему его восприятию. Оно срабатывает и компенсирует даже те места сериала, где недостает значительности актерской игры или глубины погружения в историософскую мысль... Да мы любим Толстого все-таки не за философические пассажи.

Все эти упреки не относятся к Полу Дано, играющему Безухова (на снимке). Его Пьер новый и абсолютно потрясающий, сумевший совместить наивность, естественность, веселость и вместе с тем – тоску и глубину. Этот выбор актера на роль центрального героя, может быть, самая большая удача сериала.

И пусть Элен тут больше похожа на посетительницу декадентского салона fin de siecle, чем на полную античную красавицу, а князь Василий – на морщинистого демона, чем на гладкого царедворца, пусть замечательный актер Джим Бродбент играет какого-то очень своего Болконского-старшего (тут кажется, что Анатолий Кторов лучше подходил для образа сухого екатерининского деятеля, такого двойника Суворова). Все равно, слово «клюква» никоим образом к британской «Войне и миру» не применимо. Этот мир выглядит натуральным и живым, реальность его не натягивается до предела. Интерьеры, одежда, манеры – точны они или нет, а выглядят естественно.

На самом деле и неудивительно, что англичанам все это дается легко. Кто-то обозвал сериал «Аббатством Даунтон» на выезде в России» – мол, вся метода в том, чтобы снять Толстого, как снимали бы Диккенса или Теккерея. Подозрения усиливаются, если вспомнить, что сценарист сериала Эндрю Дэвис до этого действительно адаптировал для экрана «Ярмарку тщеславия», «Гордость и предубеждение» и «Крошку Доррит». Но все дело в том, что Толстой и впрямь недалек от английского романа, от той же «Ярмарки тщеславия». Лев Николаевич и сам охотно рассуждал о том, что Наташа Ростова напоминает героиню книги Мэри Брэддон «Аврора Флойд». Так что нынешняя киноадаптация – это закономерная отсылка к корням.

Им на самом деле этот мир понятен. Может быть, лучше, чем нам сегодняшним. В XIX веке русская культура, до того долго жившая своей жизнью, ближе всего подошла к европейской – чтобы потом вновь отделиться и «пойти другим путем». Плох или хорош был тот имперский мир дворянства, французского языка и большой литературы – для нас он скрылся за вновь и вновь перелопаченными горами исторических процессов. У британцев иная судьба – несмотря ни на что, они все те же.

«Англия со своим коммерческим духом не поймет и не может понять всю высоту души императора Александра», – говорит в самом начале романа Анна Павловна Шерер. Кажется, все-таки смогла понять. А если и не поняла – то нащупала интуитивно. И не только императора, но и Болконских, и Ростовых, и Безуховых, и вообще весь этот затерянный мир, который нам самим бывает иногда отыскать трудновато. Спасибо за этот новый старый взгляд.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 087 (5704) от 19.05.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?