Без суеты и натурщиков. Выставка фотографий Михаила Розанова в Академии художеств

Выставкой фотографий Михаила Розанова под названием «Академия», расположенной в Итальянском зале Академии художеств, старейший вуз начал учебный год (по традиции - в октябре). Первыми зрителями стали первокурсники, которые обязаны проникнуться гением места, сразу понять, куда они попали.

Без суеты и натурщиков. Выставка фотографий Михаила Розанова в Академии художеств | РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Здание на Университетский набережной - образец высокого классицизма - давно любимо фотохудожниками. Но обычно там снимают либо репортажи, как студенты рисуют с натуры или копируют слепки, либо фотомоделей, позирующих для модных журналов.

На этот раз ректор Семен Михайловский пригласил Михаила Розанова, фотохудожника, по сути, петербургского, хотя и коренного москвича. Он много фотографировал в Эрмитаже и пригородных музеях-заповедниках, а в академии работал впервые.

Как рассказал Розанов «Санкт-Петербургским ведомостям», за четыре полных рабочих дня он сделал около 500 снимков, для выставки отобрал 30. «Для меня было важно показать классическое замкнутое пространство, которое построено на разуме. Это успокаивает» - так автор пояснил главную идею проекта «Академия».

Обращаясь к первокурсникам на вернисаже, Семен Михайловский прочел им мини-лекцию на пять минут: «Розанов красиво снимает архитектуру. Основательно, без суеты, без спешки. С уважением к каждой детали. Перспектива, свет, тени - все выверено, даже стерильно. В черно-белых кадрах никакой суеты, вообще безлюдно. Для нас непривычно, конечно, видеть здание академии без учителей и учеников, без художников, ее населяющих, без натурщиков, застывших на подиумах, без покосившихся мольбертов, без атрибутов искусства и бытовых предметов. Но мы не должны забывать о том, что величественное здание на набережной Невы — это наше главное достояние. Высели нас в новостройки - и все будет по-другому».

Среди снимков много узнаваемого - статуи Геркулеса и Флоры над главным входом, другие античные персонажи - на парадной лестнице, круглый конференц-зал с круглым столом в рифму ему, садовый корпус... Менее известен зал заседаний ученого совета академии, и только избранные (то есть студенты и преподаватели) допускаются в анатомический класс.

Иногда Розанов использует необычные ракурсы. Например, забирается на крышу здания, чтобы сфотографировать там бронзовую Минерву (читай - основательницу Академии художеств Екатерину II), которая строго взирает на здание Адмиралтейства. Кстати, оно построено по проекту Андреяна Захарова, прилежного студента, а затем преподавателя академии.

Все фотографы обязательно увековечивают большой круглый двор академического здания. На вопрос, почему такого фото нет на выставке, Розанов ответил, что совсем не снимал этот двор: «Посмотрел на него и понял, что скульптура в центре двора, изображающая Ивана Шувалова, меня отпугивает...».

Выставка «Академия» - короткая, она будет работать по 10 октября, вход свободный. В феврале 2019 года Михаил Розанов снова приедет в Петербург. В ЦВЗ «Манеж» намечена большая фотовыставка, посвященная садово-парковому искусству, где он покажет снимки семи знаменитых парков мира.

#фотовыставка #Академия художеств

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 183 (6292) от 03.10.2018 под заголовком «Без суеты и натурщиков».


Комментарии