Без шелеста страниц

В Михайловском замке Русский музей открыл выставку, посвященную современному художественному течению, связанному с искусством книги. Выставка так и называется - «Книга скульптора».

Без шелеста страниц | Письменный стол и книги на нем - так видит скульптор Дмитрий Каминкер памятник писателю Валентину Пикулю.<br> ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Письменный стол и книги на нем - так видит скульптор Дмитрий Каминкер памятник писателю Валентину Пикулю.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Чтобы достичь цели, посетителям предстоит подняться по парадной лестнице, пройти анфиладой залов, спуститься вниз по лестнице непарадной, миновать фонд открытого хранения скульптуры. В этом есть своя прелесть: интерьеры в замке великолепные, живопись качественная, классическая скульптура позволяет ощутить свежесть произведений современных авторов.

Как рассказывает заведующая сектором скульптуры ХХ - ХХI веков Елена Василевская, выставку готовили долго, автор идеи - старший научный сотрудник Жанна Манакова. Импульсом послужила работа Владимира Цивина «Семь заклинаний, молитв и обрядовых песен из поэзии Шумера в Вавилонии», созданная в издательстве «Редкая книга из Санкт-Петербурга». На глиняных «страницах» с одной стороны оттиснуты тексты, воссоздающие образ подлинных клинописных табличек, с другой - рельефные изображения героев древней поэзии.

Кроме фрагмента известной «шумерской книги» на выставке около шестидесяти работ сорока авторов: скульптуры в традиционном понимании, инсталляции, объекты. Большая часть - из мастерских и частных собраний Москвы и Петербурга.

Многодельная, разнообразная выставка занимает четыре зала. Условно ее можно разделить тематически: «иллюстрации», «библиотека», «алфавит»...

Скульптурные «иллюстрации» к литературным произведениям - в основном произведения фигуративные. Коллекцию музея представляют циклы миниатюр Бориса Воробьева и Анатолия Каплана, посвященные «Ревизору» и «Мертвым душам» Гоголя. Вещи известные. В 1970-е годы в Германии «Мертвые души» были изданы со скульптурой Каплана в качестве иллюстраций.

Современные авторы развивают традицию, но делают это по-своему. Владимир Соскиев задумал цикл скульптур для иллюстраций книги о легендарных осетинских героях-богатырях. Валерий Бытка создает собственный эпос, пишет тексты, иллюстрирует их рельефами, называя каменными книгами.

У ушедшей из жизни московской художницы Софьи Казанской-Зеленской скульптура стала книгой в прямом смысле: в 1985 году она целиком «проиллюстрировала» пьесу «Кориолан» Шекспира. Персонажи выполнены из листов свернутой, виртуозно прорезанной бумаги. С этой работы у сотрудников музея появилась идея цикла выставок «бумажной скульптуры». Публика видела уже две.

Художники охотно работают с текстами, буквами алфавита, интерпретацией форм древней письменности. Один из лидеров движения «Книга художника» в столице Виктор Лукин показывает на выставке необычный алфавит «Письмена». Рядом можно увидеть гранитную «азбуку веди» и «морскую азбуку».

У некоторых авторов обязательный элемент композиции - книги. Они присутствуют в эскизе проекта памятника Валентину Пикулю «Луна над письменным столом», выполненном Дмитрием Каминкером. И в работе «Профессор Джеймс Рассел» Хачатура Белого, который обыгрывает классическую форму бюста, основанием которого стала стопка книг.

Особое направление искусства «книги скульптора» - включение литературных текстов в ткань произведения. В витрине - прозрачная поэтическая композиция Надежды Анфаловой «Платье Элизабет Браунинг». Текст английской поэтессы Викторианской эпохи можно прочесть на тонком пластике в складках, на подоле и лифе платья. «Как много цветов и в снег, и в дождь. Плющ и подснежник. Каждый сонет - букет».

Текст играет важную роль в проекте памятника Бродскому Владимира Цивина и на белоснежных бумажных одеждах, развешанных на стене - трагичная инсталляция Татьяны Баданиной «Реквием. Небо».

Тексты на фарфоре, бумаге, пластике...

В завершающей части выставки демонстрируется объект «Антикнига» москвича Сергея Чернова. Он представляет собой книгу, между страниц которой воткнут топор. Кто-то из посетителей предположил, что это иллюстрация к Францу Кафке, который писал, что книга должна быть топором, пригодным для того, чтобы вырубить море льда, застывшее внутри нас. Чернов пояснил, что на самом деле думал о деревьях, которые приходится вырубать, чтобы сделать бумагу. Концептуальное искусство тем и интересно, что вызывает разные ассоциации.

#«Книга скульптора» #Русский музей #выставка

Комментарии