Без них «кина не будет»

В музее-усадьбе Гавриила Державина, что на наб. р. Фонтанки, 118, в рамках XХIV всероссийского кинофестиваля «Виват кино России!» открылась выставка «Художники в кино».

Без них «кина не будет» | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

В экспозиции представлены работы Веры Зелинской, Надежды Васильевой и других мастеров, воображением и руками которых делается мир, который мы видим на экране. Это и «исторические» костюмы, и предметы быта. А еще – эскизы декораций, фотографии со съемочных площадок известных фильмов.

Многие аксессуары, созданные «по историческим канонам», невозможно отличить от антикварных – некоторые, для сравнения, выложены в одной витрине, отметила на вернисаже Надежда Васильева. На выставке демонстрируется современная техника художественной вышивки при создании исторических костюмов с помощью компьютерных программ; запланированы мастер-классы.

Отдельный стенд отведен под куклы, изготовленные народной артисткой России Ольгой Антоновой.

– Куклами я занялась, тоскуя по кино, – объяснила актриса несколько смущенно. Но ее коллеги, посетившие вернисаж, уверены: найдется режиссер, и эти ее прекрасные творения обязательно появятся на экране.

В беседе с нашим корреспондентом Вера Зелинская, в послужном списке которой более 50 картин, призналась, что не со всеми режиссерами находила общий язык, привела конкретные примеры, объяснила почему:

– С картины «Ленинград» Александра Буравского я ушла по принципиальным соображениям. Когда поняла, что о блокаде снимается вампука. Посмотрев первые кадры отснятого материала фильма «Три мушкетера» Сергея Жигунова, я почувствовала обиду за профессию. Ты строишь огромную декорацию, а оператор – по сериальному принципу – снимает один угол. На выставке представлены эскизы к тому и к другому фильму только потому, что за эскизы мне не стыдно.

Но есть среди картин, в создании которых участвовала Зелинская, и такие, после которых она могла себе сказать: жизнь прожита не зря! Это «Тихие страницы» и «Мать и сын» Александра Сокурова.

– Мне как художнику больше всего в жизни дал Александр Николаевич, – продолжила рассказ Вера Евгеньевна. – Он научил думать свободно, решать все по-своему.

Валентина Теличкина, народная артистка России, рассказала:

– Вопрос подлинности и достоверности – понятия разные. На одной из презентаций режиссер, у которого я в то время снималась, говорил не о картине, а о том, что стаканы – подлинные, скатерть – подлинная, все из музея. А фильм оказался не подлинным! Когда не талантливо, стаканы из музея не спасают. Какая разница, подлинные стаканы или не подлинные? От кино хочется достоверности.

С Надей Васильевой мы работали на «Кадрили». Она поразила меня – и пониманием того, что от нее режиссер требует, и сочувствием к актеру, который тоже своего требует. У нее получается не обидеть и режиссера, и актеров. Когда снималась «Кадриль», в стране были трудности со всем – и с костюмами, и с тканями. Надя умудрилась сделать для финала четыре варианта костюма, а это буквально минута экранного времени. Я очень ценю таких художников.

Некоторые экспонаты и фотографии на выставке снабжены пространными аннотациями, позволяющими получить любопытную информацию. Так, оказывается, декорации фильма Алексея Учителя «Край», действие которого происходит в Сибири в победном 1945-м, были выстроены под Петербургом – там, где удалось найти колею старой беспроводной железной дороги. Крыши столицы Франции для фильма Юрия Мамина «Окно в Париж», а также коммунальная квартира и мастерская героини сооружены также в нашем городе, на закрытом стадионе ...

Выставка «Художники в кино» открыта до 20 июня.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 090 (5707) от 24.05.2016.


Комментарии