Без лишнего геройства

К 75-летию сражения под Москвой на экраны выходит фильм «28 панфиловцев», снятый на народные деньги. Съемки длились три года. Помощь в создании картины оказали 35 тысяч человек, которые внесли более 34 миллионов рублей в бюджет фильма, еще больше людей поддерживали и продвигали идею в соцсетях, привлекая сторонников. Кроме того, помощь оказали министерства культуры России и Казахстана, коммерческие структуры и журналисты.  Журналист Валерия НИКИТИНА встретилась со сценаристом, режиссером и продюсером фильма Андреем ШАЛЬОПОЙ, чтобы поговорить о фильме, отношении к легенде о панфиловцах и современному кинематографу.

Без лишнего геройства | Рабочий момент съемок. В центре кадра - режиссер Андрей Шальопа. <br>ФОТО из архива киногруппы

Рабочий момент съемок. В центре кадра - режиссер Андрей Шальопа.
ФОТО из архива киногруппы

- Андрей, почему вас заинтересовала именно эта история, которую считают неоднозначной и даже выдуманной?

- Во время Великой Отечественной войны совершено несчетное количество подвигов, о многих даже не составлены донесения. Самые яркие становились легендами и передавались из уст в уста. И кто знает, если бы в 1941 году не появилась эта легенда, может быть, не было бы и других подвигов.

Я читал все материалы о дивизии Панфилова, встречался со многими людьми. Ездил в редакцию «Красной звезды» - газеты, которая первая написала передовицу об этом сражении. Знакомился с архивами, встречался с людьми. Есть ли какой-нибудь документ, говорящий о том, что история эта была? Прямых документов нет. Есть ли какие-нибудь документы, которые говорят, что этой истории не было? Нет таких документов. Есть ли косвенные доказательства того, что история эта была? Конечно, есть. Самое очевидное: участников тех событий осталось в живых пятеро. Пятеро! Они все получили Звезды Героев и дожили до наших времен. Они все свидетельствовали: эта история была. Но самый главный факт, который никто не может оспорить, - это факт рождения легенды.

Событий, которые приобретают статус легенды, в истории немного. Со временем от них отшелушивается лишнее, остается самая суть, которая нам и дорога. После того как история стала легендой, она приобретает культурную ценность, которую бесполезно ломать. Это как памятники сносить... Ну и главное: для художника документ - это фактологический коридор, в котором он может предполагать, как все происходило. У меня сложился личный взгляд на эту историю.

- А как в нее оказались вовлечены тысячи людей?

- Мы начинали, имея крохотную сумму, которую могли потратить на то, чтобы снять короткий эпизод. Тогда решили обратиться к людям через соцсети и попробовать собрать средства при помощи народных пожертвований. Этим наш фильм и необычен. Кроме того, у нас не было стремления сделать все быстро, так как относимся к делу с большой ответственностью.

- В рекламном ролике к фильму звучит фраза одного из бойцов: «Никто не геройствует, потому как незачем. Спокойно жжем танки»...

- В нашем фильме нет истерик, никто не кричит «За Родину! За Сталина!», никто не льет слезы и не читает длительные монологи над погибшим товарищем. Мы постарались избежать вранья и прожить какой-то период жизни вместе с теми, кто попал в неординарную, жесткую, жестокую ситуацию, с людьми, которые изначально к этой ситуации готовы не были и испытывают страх. Они на самом деле обыкновенные люди, но каждую минуту пытаются побороть этот страх в себе. Для меня дорого то, что все они способны страх побороть разными способами. Но каждый из них на это способен. В этом-то и подвиг.

Огромное количество битв было выиграно потому, что русские, советские люди сражались за самоидентичность вопреки рациональности. Именно это противостояние на протяжении истории было непостижимо и создавало для многих наших противников непреодолимую силу. Почему в ситуации, когда можно просто сдаться, русские продолжают сражаться? Потому что русские сражаются за свою идентичность, они говорят: «Мы устроены так, и вы это будете знать». Вот это завораживает, и об этом хотелось рассказать.

- С кем вы делали фильм?

- С большой командой, более 100 человек. В первую очередь, конечно, Ким Дружинин, сорежиссер и мой друг, полноценный соавтор картины. Никита Рождественский - талантливый оператор, который привнес очень много, Михаил Лосев... Любителей у нас нет, все из киноиндустрии, профессионалы. Мы пригласили талантливых харизматичных актеров Антона Кузнецова, Азамата Нигманова, Азиза Бейшеналиева, Александра Устюгова, Якова Кучеревского, которые с большой готовностью согласились с нами работать.

- Есть некий стереотип «патриотического кино для массового зрителя». Чего вы старались избежать во время работы над фильмом?

- Сегодня патриотизм во многом делается под заказ. А так глубокие вещи сделать нельзя. Нельзя никого любить под заказ, и Родину любить под заказ нельзя. Когда говорят: «Нам нужно патриотическое кино для масс, мы платим», — вот и получается соответствующий результат. И лично я считаю, что взятый в нашей стране ориентир на голливудское кино антипатриотичен в корне. Потому что копировать получается плохо. Думаю, что мои взгляды разделяют многие. Я действительно испытываю определенный голод в отношении патриотической героики, и его нечем удовлетворить. Поэтому приходится что-то сделать самому.

- В интервью вы говорили, что хотите избежать ошибок современного кинематографа в фильме про Великую Отечественную войну. Это удалось?

- Современная киноиндустрия эксплуатирует эмоции. Есть достаточно простые механизмы, чтобы вызвать у человека те или иные чувства, - страх, эротическое возбуждение, слезы. Они элементарны и грубейшим образом сегодня используются. Просто технология и ничего больше. Это работает.

Но работает так: ты приходишь в кино в первый раз, например, в возрасте 12 лет, на тебе эти приемы еще ни разу не испытывали - и они срабатывают. В 15 и еще в 25 лет они работают, а в 26 лет (возраст, конечно, условен) приемы перестают работать, и ты окончательно понимаешь, что в кино больше не пойдешь. Потому что не хочешь, чтобы твои чувства эксплуатировали. Потому что вздохи и чудовища тебя не волнуют, страшная музыка тебя не трогает. Ты уже узнаешь спецэффекты, эти молнии уже были в двадцати фильмах. Ты не испытываешь ничего... И беда в том, что нынешний российский кинематограф не только копирует западную индустрию, но и активно идет по ее стопам, внедряя те же технологии у нас. А это путь в никуда.

Так вот, говоря о том, чего у нас в фильме нет, - это эксплуатации чувств.

- А как строились ваши отношения с Министерством культуры?

- Это была первая организация, куда я обратился. В 2013 году. Но на тот момент не было механизма «как давать деньги» на такие проекты. Тогда мы разместили в Интернете наш первый ролик и смогли собрать первые 3 миллиона. После этого Министерство культуры вышло на нас само и предложило финансовую поддержку. И мы от нее отказались.

- Почему?

- Потому что фильм уже стал народным проектом. У нашей группы появились моральные обязательства перед людьми, пожертвовавшими свои деньги. 4 тысячи человек перевели нам свои кровные, чтобы увидеть не то, что заказывают чиновники. Собранная сумма была совсем небольшая, но я считал, что если министерство даст нам весь бюджет, то оно станет и владельцем проекта. В министерстве, конечно, удивились отказу, но сказали, что готовы помочь, если возникнет такая необходимость. И за такое понимание, такую позицию я очень благодарен.

К тому же одна из российских компаний - разработчиков компьютерных игр на военную тематику стала нам помогать с 2014 года, они перечисляли часть прибыли от продажи своих игровых пакетов, а потом и вовсе стали нашими партнерами. А мы получили еще и специальную рекламную кампанию среди любителей игр.

Второй раз я обратился в Министерство культуры, когда было собрано уже 34 миллиона народных рублей. 34 миллиона не три. Мы стали проектом, обладающим очень большим весом. Единственным в своем роде за всю историю отечественного кинематографа. Министерство пошло нам навстречу и выделило дополнительное финансирование. Министр Мединский рассказал о проекте своему коллеге из министерства культуры Казахстана. Там пришли к выводу, что тоже хотят принять участие в проекте, ведь дивизия Панфилова была сформирована именно в Казахстане.

Когда появилась такая мощная поддержка инвесторов и государства и при этом за общую концепцию фильма можно было уже не переживать, мы посчитали, что дальнейший сбор народных средств будет выглядеть по меньшей мере нечестно, и прекратили сбор денег.

- Как вы представляли себе следующее утро после начала проката?

- Есть чувство выполненного долга. Мы очень хотели бы сохранить команду и вложиться в новое кино. Уже сейчас могу сказать, что следующий фильм будет не про войну, но он обязательно получит яркие признаки национальной ментальности. Мы здесь живем, и мы транслируем наши ценности. И пускай никого не смущает слово «патриотизм», потому что, повторюсь, мы нигде не нужны так, как здесь. Посмотрим...


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 215 (5832) от 17.11.2016.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.