Без глянца и чернухи

В музейно-выставочном центре РОСФОТО открылась выставка «Собственный взгляд. Игорь Гаврилов», которая представляет классика отечественной фотожурналистики – около ста снимков, почти полвека работы

Без глянца и чернухи | Игорь Гаврилов. «Уже шесть. Портрет дочери Ани».

Игорь Гаврилов. «Уже шесть. Портрет дочери Ани».

По словам куратора Игоря Лебедева, ретроспектива – это исследование о том, как автор превращает фотофакт в образ, как фотография становится художественным произведением. Когда делались отпечатки, это был рабочий материал. Главной задачей для Гаврилова был отбор снимков для публикации. Только со временем становится понятно, какие фотографии являются искусством.

Биография Гаврилова необычна. В 1970 году, сразу по окончании средней школы, он побеждает во всесоюзном конкурсе «Проходной балл». Наградой становится зачисление без экзаменов на журфак МГУ на только что созданное отделение фотожурналистики. В 1975 году студент Гаврилов был принят в штат «Огонька» – главного иллюстрированного журнала в СССР. Руководил фотослужбой еженедельника легендарный Дмитрий Бальтерманц. Случая трудоустройства студента не было за всю историю издания. Там работали серьезные профессионалы за приличные деньги. Командировочный фонд был практически неограничен. Удостоверение «Огонька» открывало все двери. Гонорар за снимок на обложку превышал месячную зарплату инженера, цветная вкладка – две зарплаты.

Самые известные снимки советского времени: «Перед первым самостоятельным полетом» – портрет курсанта Оренбургского летного училища за минуту до старта и «Поголовная поддержка. За кулисами международного конкурса парикмахеров». На нем десяток моделей сидят под электрофенами на фоне плаката «Новую Конституцию СССР одобряем, поддерживаем». При публикации лозунг отрезали.

Из серии о газовиках Ямбурга выделяется снимок «Койко-место строителя светлого будущего». На солдатской кровати сидит простой парень, на стене над койкой вывешены репродукции женских портретов Кранаха, Рокотова, Гойи, Брюллова, Маковского.

Звездный час Гаврилова пришелся на перестройку. Через несколько дней после Чернобыльской катастрофы он снимает репортаж с места трагедии, делает снимок «Ликвидаторы в фойе станции ждут задания на работу». Спокойно и с достоинством люди идут на смерть.

Гаврилов первым в стране опубликовал репортаж о колонии для несовершеннолетних, он называется «Расплата». После землетрясения в Армении его снимки публикует газета «Индепендент». Говорят, что, увидев эти фотографии, «железная леди» Маргарет Тэтчер распорядилась оказать помощь пострадавшим.

С начала 1990-х Гаврилов работает на самые престижные международные издания, но в последние годы отходит от журналистики и снимает в путешествиях, он объездил 60 стран. Как он объяснил нашей газете, нет желания работать ни на глянец, ни на чернуху.

Некоторые цветные «фотоотчеты» о путешествиях показаны на выставке. Здесь удач значительно меньше, чем в прежние годы. Выделим «Дорогу домой»: молдавский крестьянин с мотыгой шагает под проливным дождем по проселочной дороге. Так могло быть вчера, могло быть в библейские времена.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 037 (5654) от 03.03.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?