Без двадцати сто. К юбилею Юрия Темирканова

Юрию Хатуевичу Темирканову - 80. По такому случаю зимний фестиваль «Площадь искусств» в Большом зале Филармонии откроется грандиозным концертом с участием самых интересных и дорогих для маэстро музыкантов современности. Концерт, который пройдет в прямой трансляции, проведет Михаил Швыдкой, а продирижирует Марис Янсонс.

Без двадцати сто. К юбилею Юрия Темирканова | ФОТО Артема КОРОТАЕВА/ТАСС

ФОТО Артема КОРОТАЕВА/ТАСС

Когда у маэстро Темирканова спрашивают, по какому принципу выбираются артисты для участия в фестивале «Площадь искусств», он чаще всего отвечает: «Это те музыканты, кого мне хотелось бы послушать у себя в гостях». И в искренности его слов в данном случае не приходится сомневаться. Свои музыкальные подарки юбиляру преподнесет цвет российской исполнительской школы - Денис Мацуев, Николай Луганский, Вадим Репин, Юрий Башмет. Радостно будет услышать в фестивальных программах одного из лучших пианистов современности норвежца Лейфа Уве Андснеса с целым сольным концертом и немецкого бас-баритона Маттиаса Гёрне с песнями Шуберта, сразу в двух концертах - тончайшего скрипача Гидона Кремера, с большим сольным концертом - феноменальную моцартовско-барочную виртуозку Юлию Лежневу и многих других.

Концепция фестиваля «Площадь искусств» такова, что объединяет разные искусства, намекая таким образом на широту взглядов самого маэстро. Как известно, он и рисовать любит, и от легких жанров в качественном исполнении как минимум раз в году не отказывается. В этот раз он предлагает познакомиться с премьерой Театра музыкальной комедии - мюзиклом «Канкан» Портера. А немного хорошего джаза не помешает послушать у Питера Битса и его нидерландского трио в Большом зале Филармонии.

Премьера самой любимой Темиркановым оперы «Иоланта» Чайковского (которую он очень часто давал в Большом зале Филармонии в концертном исполнении, в том числе однажды - с Анной Нетребко), осуществленная Андрием Жолдаком в Михайловском театре, не попала в афишу фестиваля, хотя по всем правилам и должна была бы. Вместо нее в афишу поставили балет в хореографии Ростислава Захарова, восстановленный Михаилом Мессерером, - «Золушку» Прокофьева, композитора, не менее любимого маэстро. В свое время то ли по неосмотрительности, то ли по доверчивости в программу «Площади искусств» чудом попала радикальная версия оперы «Евгений Онегин» также в постановке Жолдака. Сегодня ходит анекдот о том, как маэстро Темирканов отреагировал на эту постановку, которую зашел посмотреть и в первом же антракте театр покинул.

Юрий Хатуевич известен своей жесткой непримиримостью к крайним проявлениям режиссерского театра, он клеймит оперных режиссеров позором, не стесняясь в выражениях. В свое время, в начале 1980-х, ему тоже пришлось бороться в Театре оперы и балета им. С. М. Кирова с рутиной, предшествовавшей двум его дирижерско-режиссерским версиям русской хрестоматийной классики - опер «Пиковая дама» и «Евгений Онегин». Сегодня они обе являются репертуарной гордостью, зрительскими хитами, выглядя образцово-показательными шедеврами оперного реализма, памятниками петербургской культуры. И очень трудно представить, что в момент своего рождения они воспринимались общественностью как нечто революционное, возникшее в пику царившему в ту пору закоснелому традиционализму. Но сегодня маэстро Темирканов сам стал непримиримым хранителем вечных ценностей и не видит никакого альтернативного имени в области оперной режиссуры, вспоминая только Бориса Покровского.

Он заслужил право на свой выбор. У Юрия Темирканова - свой образ красоты. А потому есть и свой круг композиторов, куда, к примеру, не попадают Шнитке и Губайдулина, Пярт и Денисов, Варез и Булез, Пендерецкий и Лютославский. Иногда по большой дружбе он берется дирижировать музыкой Гии Канчели. Но, не берясь за партитуры последней трети XX и XXI века, он совсем не дает понять, что эта музыка не должна звучать в Филармонии. Просто она - для других дирижеров. На вопрос, почему он не включает современных композиторов в свою орбиту, дирижер отвечает, что есть еще так много другой красивой музыки, которую он не успел продирижировать. Здесь, бесспорно, уже чувствуется доля лукавства, но - лишь доля. Потому что музыку Чайковского, Рахманинова, Шостаковича, Прокофьева, Щедрина, Верди, Брамса, Малера, да и многих других творцов, главным образом, великого симфонического XIX, но и ХХ века, и в самом деле можно и нужно играть и слушать бесконечно.

Кстати, Моцарта маэстро играет не так часто, равно как и Гайдна, хотя с последним он мог бы посостязаться, пользуясь богатым ресурсом своей иронии, а иногда и самоиронии.

Юрий Темирканов с 1988 года руководит петербургской Филармонией, из которой создал цитадель высокого вкуса, продолжив традицию Евгения Мравинского. За ее плотными стенами, среди белых храмовых колонн уютно чувствуют себя ее работники. Некоторые музыканты оркестра, любя, называют такой режим отношения к себе «усиленным санаторным», хотя работать приходится много, гастролей по всему миру не счесть. Юрий Темирканов стабильно собирает полные залы не только в России, но и в Европе. Фирменный теплый, обволакивающий благодатью звук струнных его оркестра приводит в восторг даже самых искушенных европейских критиков. К нему приходят за гармонией, покоем и мудростью.

#дирижер #филармония #площадь Искусств

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 230 (6339) от 10.12.2018 под заголовком «Без двадцати сто».


Комментарии