Беспокойное хозяйство

На собрании коллективу Санкт-Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова был представлен исполняющий обязанности ректора Алексей ВАСИЛЬЕВ, который, как уже знают читатели нашей газеты, по решению Министерства культуры РФ сменил на этом посту Михаила ГАНТВАРГА. Незадолго до собрания с новым главой Консерватории побеседовал музыковед Владимир ДУДИН.

Беспокойное хозяйство | ФОТО предоставлено пресс-службой Консерватории

ФОТО предоставлено пресс-службой Консерватории


_ Вы неоднократно признавались в прессе, что имеете ректорские амбиции и даже однажды баллотировались на этот пост. Вы уже составили план действий на новой должности?
_ Я баллотировался на должность ректора Консерватории в 2008 году. Правда, те выборы были отменены, и заявить свою программу развития вуза тогда не получилось. Но что ни делается _ все к лучшему! Сейчас мой управленческий опыт исчисляется девятью годами работы с большим, известным и весьма непростым коллективом Санкт-Петербургского музыкального училища имени Н. А. Рим-
ского-Корсакова.
Правительство Санкт-Петербурга и значительная часть его музыкальной общественности считают, что за этот срок удалось достичь весьма позитивных результатов. Творческая жизнь училища очень активна, учебные коллективы регулярно выступают в лучших концертных залах Петербурга и за рубежом. Но жизнь учебного заведения в современных условиях, увы, не может ограничиваться только творчеством. Закон Российской Федерации предъявляет к образовательному процессу очень серьезные требования. Они касаются как самих педагогических процессов, так и документации, сопровождающей их.
Как меня проинформировали представители Министерства культуры, именно в этой сфере в нашей Консерватории есть проблемы, которые послужили поводом для отказа в государственной аккредитации образовательных программ бакалавриата. Из-за них несколько студентов остались по окончании обучения без дипломов. А свидетельство об аккредитации программ специалитета действует лишь до апреля 2016 года. В настоящий момент у нас вообще нет права выдавать дипломы государственного образца выпускникам 2016 года...
Таким образом, главной и неотложной задачей на сегодняшний день является приведение учебно-методического комплекса в соответствие с действующим законодательством, среди важных пунктов которого _ подключение к пресловутым электронным библиотекам и последующее прохождение процедуры аккредитации. Все остальные проблемы будем решать после.
_ За последние десять лет ректоры меняются в петербургской Консерватории так часто, что каждый следующий не может не думать, что и ему не суждено долго занимать ректорское кресло. Вы надеетесь переломить ситуацию?
_ Частая смена ректоров явно не может идти на пользу вузу. Тем не менее Трудовой кодекс Российской Федерации предусматривает право учредителя уволить любого руководителя по своей инициативе в любой момент. Кстати, пока я работал в
должности директора училища, это положение на меня тоже распространялось. Так что _ да, я готов к тому, что в любой момент меня могут попросить, так сказать, освободить кресло. И если это произойдет, то, как человек законопослушный, я сделаю это быстро и без скандала.
Но, конечно, я бы не баллотировался в 2008 году и не дал бы свое согласие в 2015-м, если бы не чувствовал в себе потенциал для поворота ситуации в нужное русло. Наша Консерватория _ старейшая в российской истории, у нас фантастический профессорско-преподавательский состав. И обидно, что вузу такого уровня нанесен ущерб из-за каких-то проблем с документами! У меня есть опыт работы в этой области (вуз и ссуз отличаются, конечно, но не кардинально) и есть возможности для того, чтобы быстро сформировать пакет необходимых для аккредитации документов.
_ Всякий раз чиновники Минкульта говорят о том, что ректором должен быть не просто именитый музыкант с высокой репутацией среди коллег, но и талантливый управленец. При этом они забывают, что управленцев в творческой сфере практически не готовят. В петербургской, в частности, Консерватории до сих пор нет факультета арт-менеджмента.
_ Проблема с отсутствием такого факультета существует, не могу не согласиться, и не только в Петербурге, но и по всей стране. Если получится решить ряд злободневных
проблем Консерватории быстро и эффективно, я, пожалуй, серьезно задумаюсь об открытии такой специальности.
_ В чем вы видели проблемы Консерватории, когда учились в ней, и когда преподавали, и когда работали в колледже им. Римского-Корсакова?
_ Парадокс в том, что, когда я учился в Консерватории, большая часть ее проблем казалась мне ее достоинствами! Можно было легко и без последствий пропускать лекции, но при явке на экзамен «удовлетворительно» было гарантировано. А более-менее одаренные студенты умудрялись в таком режиме получать и «хорошо», и даже «отлично». Когда я начал преподавать, стал смотреть на вещи иначе. Сегодня я уже почти физически страдаю от того, что в моем классе до сих пор есть студенты, которые пропускают уроки по специальности без уважительных причин.
С моей точки зрения, современный человек не имеет права быть развит однобоко _ мол, я на скрипке (виолончели, тромбоне, флейте и т. п.) умею играть, а значит, мне не надо ни литературы, ни философии, вообще ничего. Сегодня такой подход уже не работает. Каждый студент Консерватории должен стремиться к тому, чтобы быть не только высококлассным профессионалом, но и разносторонне развитой личностью.
_ Вы реформатор или консерватор?
_ Скорее _ реформатор. Но я убежден, что для реформ должна быть надежная база. То есть, если не соблюдаются традиции, нечего и думать о реформах. В этом смысле я _ консерватор. Сначала надо добиться совершенства, а уже потом искать что-то новое. Мой профессор А. П. Никитин говорил нам на уроках: «Традиции _ это река, которую каждый должен переплыть. И только после этого он может идти своей дорогой». Я с этим полностью согласен.
_ Консерватория вам достается в очень непростое время. И главная сложность _ период реставрации основного здания. Вы подготовились к такому испытанию?
_ Так удачно получилось, что я как раз в последний год в училище тоже начал проходить серьезное испытание _ капитальный ремонт здания на улице Володи Ермака, 9 _ 11. Туда училище должно переехать, освободив занимаемые им помещения в здании, расположенном в переулке Матвеева, 1А, где сейчас оно делит помещения со средней специальной музыкальной школой Консерватории. Была проделана очень большая работа, в которую я вникал до мелочей: начиная от планировки помещений до материалов отделки стен на лестницах.
Так что теперь придется лишь немного перестроиться _ историческое здание, конечно, больше, и реставрация подразумевает очень серьезные требования к качеству выполнения работ, но, по сути, строительные и ремонтные работы не являются для меня неизведанной областью.
_ Особую сложность представляет управление Театром Консерватории. Какие мысли есть у вас по этому поводу?
_ Этот театр в некотором роде уникальное явление. Нигде больше в России нет аналога такому структурному подразделению. Театр должен являться идеальной и исключительной базой для практики студентов. Я знаю также, что и труппа театра (тоже уникальный случай: профессиональная труппа в образовательном учреждении) регулярно дает спектакли.
К сожалению, сейчас, во время реконструкции, возможности труппы серьезно ограничены. Говорить о перспективах театра, когда он остался без сцены и репетиционной базы, следует очень осторожно. Тем не менее я уверен, что вместе с его руководством мы сможем выработать решение, чтобы сохранить его в период реконструкции, и сразу, как только появится возможность вернуться на историческую сцену, развивать его в хорошем темпе.
_ В Минкульте вашему предшественнику ставят в вину, что при нем в Консерватории скопилось множество финансовых проблем. Как вы считаете, насколько сложное вам досталось хозяйство?
_ Пока я не успел внимательно проверить работу финансово-экономических служб вуза, комментировать нарушения не могу. А что касается сложности хозяйства, а как оно может быть простым? В Консерватории учатся около тысячи студентов, профессорско-преподавательский состав _ около 350 человек, а есть еще и администрация, и технические службы _ всего около двух тысяч человек. Ведется реконструкция исторического здания, решаются имущественно-правовые вопросы в зданиях по адресам: ул. Глинки, 2, и пер. Матвеева, 1А. Общежития требуют ремонта... Но если не решать проблемы _ они будут только накапливаться. Так что я намерен заняться этими непростыми делами прямо сейчас.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 163 (5536) от 03.09.2015.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.