Бесконечный театр

Более четверти века народный артист России лауреат Независимой театральной премии им. Стржельчика Ефим КАМЕНЕЦКИЙ служит в Театре имени Комиссаржевской. А до этого почти 20 лет он играл на сцене Театра имени Ленсовета. Зрители знают и его яркие роли в кино и других петербургских театрах. Незадолго до юбилея (как раз сегодня артист отметит свое 80-летие) Ефим КАМЕНЕЦКИЙ сыграл главную роль в премьерном спектакле «Бесконечный апрель». С актером встретилась журналист Ирина КОРОЛЕВА.

Бесконечный театр |  Ефим Каменецкий в главной роли спектакля «Бесконечный апрель».<br>ФОТО предоставлено пресс-службой Театра им. В. Ф. Комиссаржевской

Ефим Каменецкий в главной роли спектакля «Бесконечный апрель».
ФОТО предоставлено пресс-службой Театра им. В. Ф. Комиссаржевской

– Ефим Александрович, правда ли, что у вас один диплом – учителя истории, русского языка и литературы?

– Действительно, так. Окончил историко-филологический факультет Пензенского педагогического института. Хотя быть учителем не собирался. Пока учился, параллельно занимался в театральной студии и знал, что буду актером.


– То есть с детства мечтали все-таки об актерстве?

– Совершенно верно. Мое детство прошло в прекрасном месте – у реки Суры, притока Волги, в Пензенской области. Не смогу объяснить, что именно меня подталкивало к тому, чтобы мечтать о профессии актера. Мои родители к актерству отношения не имели. Кстати, театра я не видел примерно до 15 лет. Мне, пацану, хотелось нарядиться так, чтобы меня не узнали. Бывало, ходил с палкой и стучал в чужие двери, увидев непрошеного гостя – «старика», меня прогоняли... Откуда бралось это желание преображения? Наверное, хотел побыть в чужой шкуре, получше узнать совершенно другого человека.

В школе был у меня учитель литературы Владимир Федорович Ефремов. В свободное время он играл на сцене Дома учителя. Увидев, что я тоже увлечен театром, Владимир Федорович привел меня в драматический коллектив, мы ставили пьесы под руководством профессиональных актеров. До сих пор добрым словом вспоминаю своих учителей – провинциальную русскую интеллигенцию. Это люди, которых мы видим в пьесах Чехова. Именно среди таких людей и с их помощью я начал играть на сцене.

А в школу-студию МХАТа позже меня звал сам Павел Владимирович Массальский, прекрасный педагог и народный артист России, но я решил закончить сначала пединститут.


– Почти четверть века вы выходите на сцену Театра имени Комиссаржевской. Всегда волнуетесь?

– Привыкнуть к этому невозможно. В день спектакля всегда волнуюсь с самого утра. Какая будет публика, как все пройдет? Спектакль ведь – дело живое. В нашем театре служат замечательные артисты и партнеры.


– Кажется, вы сотрудничаете чуть ли не с пятью театрами Петербурга?

– Так было несколько лет назад. Кроме Театра Комиссаржевской играл на сценах «Русской антрепризы», театров Музыкальной комедии, «Приют Комедианта», «За Черной речкой», а также БДТ. Сам Кирилл Юрьевич Лавров позвал меня в спектакль «Перед заходом солнца», и я играл там до самой кончины этого прекрасного артиста и человека. Сегодня выхожу на сцены только двух театров – своего и «За Черной речкой». Отбегался уже...


– И еще вы преподавали в Санкт-Петербургской театральной академии.

– С Тамарой Михайловной Абросимовой мы вели курс на Моховой. И в нашем театре нередко бывают и работают мои ученики. Недавно Гена Смирнов ушел в кино, жаль, а Радик Приходько остался и занят во многих спектаклях. Кроме того, с ним и Таней Воротниковой, актрисой Театра Комедии им. Акимова, уже более 10 лет я играю в маленьком и уютном театре «За Черной речкой» спектакль «Четыре миллиарда долларов, или Осторожно – золотая рыбка». Там же идет моя инсценировка «Капитанской дочки» Пушкина (в спектакле Е. К. – и актер, и автор пьесы. – Ред.). Это второй мой писательский опыт, первым была инсценировка произведений Чехова. Пьесу, в основе которой была «Палата # 6», поставили во Вроцлаве, я там играл. А третий опыт – пьеса «Скандал в Пассаже» по сатирическим произведениям Достоевского. Она была опубликована в ленинградском журнале «Театр» и шла довольно долго в театре «Русская антреприза» им. Андрея Миронова.


– Ваша фильмография включает десятки картин. Расскажите о последних съемках.

– В мае прошлого года ездил под Одессу. Там мой давний знакомый Альберт Филозов, Марина Полицеймако и я снимались у молодого украинского режиссера в фильме «Песнь песней» (это едва ли не самая таинственная и поэтичная книга Ветхого Завета) по Шолом-Алейхему. Известно было, что снимается авторское кино. Не думаю, что это заинтересует массового зрителя...


– Отказываться от ролей вам приходилось?

– Нередко. Недавно отказался от роли в каком-то очередном сериале. Угнетает то, что все чаще встречается непрофессионализм: плохие сценарии, неопытные режиссеры... Если раньше я еще соглашался, чтобы заработать какие-то деньги, то в последнее время несколько раз отказался. Честно говоря, сниматься больше не хочется.


– Яркие страницы вашей биографии связаны с работой на радио и диктором в документальных фильмах.

– На радио я работал с удовольствием. Но последние годы – до операции на легких – много занимался тем, что писал аудиокниги. Такая интересная работа продолжалась несколько лет. Причем есть у меня запись, которой я особенно горжусь, – всего романа «Война и мир», без единой вымарки. Четыре тома книги звучат аж 80 часов!


– Вы довольны тем, как сложилась судьба? Все ли сбылось, о чем мечтали?

– Не могу сказать, что очень уж доволен. Жизнь-то не арифметична. В моем возрасте хотелось бы еще что-то сыграть. Несколько раз мы играли в Малом зале Театра им. Комиссаржевской новый спектакль «Бесконечный апрель». Удовлетворение от этой работы есть. Необычна драматургия пьесы Ярославы Пулинович, в ней много личного. По сути, это обыкновенная история, как у Гончарова, только другая. Как жить? Этот вопрос каждый решает по-своему... Главный герой пьесы говорит, что нужно просить прощения внутри себя. Прелесть маленького спектакля в том, что тут есть повод поразмышлять о том, как надо жить. Каждый-то живет в меру своей совести.

Чем-то в своей жизни я доволен, чем-то нет. Был занят в театре, на телевидении, но многое пропустил в кинематографе (и по своей вине), в том числе и встречи с интересными режиссерами.

У меня прекрасная семья. С женой Галиной (з. а. РФ Галина Никулина. – Ред.) мы вместе больше 40 лет. Две дочери, трое внуков. Чего еще желать?


– Можете вспомнить самый дорогой подарок на день рождения?

– Появление внука в прошлом году. Я родился 27 июля, а 28-го – Дениска.


– Какой главный подарок хотели бы получить на юбилей?

– Не люблю юбилеи. Еще Чехов высказал свое отношение к ним в водевиле. Относиться к юбилеям надо несерьезно. Возраст несет с собой и пучок болезней... Пожелание одно – чтобы родные были здоровы. Это лучший подарок.


– А как собираетесь отмечать 80-летие?

– Никак. В тесном семейном кругу. Приедут дети, внуки. Сходим в ресторанчик.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 135 (5508) от 27.07.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?