Бесконечный театр

Более четверти века народный артист России лауреат Независимой театральной премии им. Стржельчика Ефим КАМЕНЕЦКИЙ служит в Театре имени Комиссаржевской. А до этого почти 20 лет он играл на сцене Театра имени Ленсовета. Зрители знают и его яркие роли в кино и других петербургских театрах. Незадолго до юбилея (как раз сегодня артист отметит свое 80-летие) Ефим КАМЕНЕЦКИЙ сыграл главную роль в премьерном спектакле «Бесконечный апрель». С актером встретилась журналист Ирина КОРОЛЕВА.

Бесконечный театр |  Ефим Каменецкий в главной роли спектакля «Бесконечный апрель».<br>ФОТО предоставлено пресс-службой Театра им. В. Ф. Комиссаржевской

Ефим Каменецкий в главной роли спектакля «Бесконечный апрель».
ФОТО предоставлено пресс-службой Театра им. В. Ф. Комиссаржевской

– Ефим Александрович, правда ли, что у вас один диплом – учителя истории, русского языка и литературы?

– Действительно, так. Окончил историко-филологический факультет Пензенского педагогического института. Хотя быть учителем не собирался. Пока учился, параллельно занимался в театральной студии и знал, что буду актером.


– То есть с детства мечтали все-таки об актерстве?

– Совершенно верно. Мое детство прошло в прекрасном месте – у реки Суры, притока Волги, в Пензенской области. Не смогу объяснить, что именно меня подталкивало к тому, чтобы мечтать о профессии актера. Мои родители к актерству отношения не имели. Кстати, театра я не видел примерно до 15 лет. Мне, пацану, хотелось нарядиться так, чтобы меня не узнали. Бывало, ходил с палкой и стучал в чужие двери, увидев непрошеного гостя – «старика», меня прогоняли... Откуда бралось это желание преображения? Наверное, хотел побыть в чужой шкуре, получше узнать совершенно другого человека.

В школе был у меня учитель литературы Владимир Федорович Ефремов. В свободное время он играл на сцене Дома учителя. Увидев, что я тоже увлечен театром, Владимир Федорович привел меня в драматический коллектив, мы ставили пьесы под руководством профессиональных актеров. До сих пор добрым словом вспоминаю своих учителей – провинциальную русскую интеллигенцию. Это люди, которых мы видим в пьесах Чехова. Именно среди таких людей и с их помощью я начал играть на сцене.

А в школу-студию МХАТа позже меня звал сам Павел Владимирович Массальский, прекрасный педагог и народный артист России, но я решил закончить сначала пединститут.


– Почти четверть века вы выходите на сцену Театра имени Комиссаржевской. Всегда волнуетесь?

– Привыкнуть к этому невозможно. В день спектакля всегда волнуюсь с самого утра. Какая будет публика, как все пройдет? Спектакль ведь – дело живое. В нашем театре служат замечательные артисты и партнеры.


– Кажется, вы сотрудничаете чуть ли не с пятью театрами Петербурга?

– Так было несколько лет назад. Кроме Театра Комиссаржевской играл на сценах «Русской антрепризы», театров Музыкальной комедии, «Приют Комедианта», «За Черной речкой», а также БДТ. Сам Кирилл Юрьевич Лавров позвал меня в спектакль «Перед заходом солнца», и я играл там до самой кончины этого прекрасного артиста и человека. Сегодня выхожу на сцены только двух театров – своего и «За Черной речкой». Отбегался уже...


– И еще вы преподавали в Санкт-Петербургской театральной академии.

– С Тамарой Михайловной Абросимовой мы вели курс на Моховой. И в нашем театре нередко бывают и работают мои ученики. Недавно Гена Смирнов ушел в кино, жаль, а Радик Приходько остался и занят во многих спектаклях. Кроме того, с ним и Таней Воротниковой, актрисой Театра Комедии им. Акимова, уже более 10 лет я играю в маленьком и уютном театре «За Черной речкой» спектакль «Четыре миллиарда долларов, или Осторожно – золотая рыбка». Там же идет моя инсценировка «Капитанской дочки» Пушкина (в спектакле Е. К. – и актер, и автор пьесы. – Ред.). Это второй мой писательский опыт, первым была инсценировка произведений Чехова. Пьесу, в основе которой была «Палата # 6», поставили во Вроцлаве, я там играл. А третий опыт – пьеса «Скандал в Пассаже» по сатирическим произведениям Достоевского. Она была опубликована в ленинградском журнале «Театр» и шла довольно долго в театре «Русская антреприза» им. Андрея Миронова.


– Ваша фильмография включает десятки картин. Расскажите о последних съемках.

– В мае прошлого года ездил под Одессу. Там мой давний знакомый Альберт Филозов, Марина Полицеймако и я снимались у молодого украинского режиссера в фильме «Песнь песней» (это едва ли не самая таинственная и поэтичная книга Ветхого Завета) по Шолом-Алейхему. Известно было, что снимается авторское кино. Не думаю, что это заинтересует массового зрителя...


– Отказываться от ролей вам приходилось?

– Нередко. Недавно отказался от роли в каком-то очередном сериале. Угнетает то, что все чаще встречается непрофессионализм: плохие сценарии, неопытные режиссеры... Если раньше я еще соглашался, чтобы заработать какие-то деньги, то в последнее время несколько раз отказался. Честно говоря, сниматься больше не хочется.


– Яркие страницы вашей биографии связаны с работой на радио и диктором в документальных фильмах.

– На радио я работал с удовольствием. Но последние годы – до операции на легких – много занимался тем, что писал аудиокниги. Такая интересная работа продолжалась несколько лет. Причем есть у меня запись, которой я особенно горжусь, – всего романа «Война и мир», без единой вымарки. Четыре тома книги звучат аж 80 часов!


– Вы довольны тем, как сложилась судьба? Все ли сбылось, о чем мечтали?

– Не могу сказать, что очень уж доволен. Жизнь-то не арифметична. В моем возрасте хотелось бы еще что-то сыграть. Несколько раз мы играли в Малом зале Театра им. Комиссаржевской новый спектакль «Бесконечный апрель». Удовлетворение от этой работы есть. Необычна драматургия пьесы Ярославы Пулинович, в ней много личного. По сути, это обыкновенная история, как у Гончарова, только другая. Как жить? Этот вопрос каждый решает по-своему... Главный герой пьесы говорит, что нужно просить прощения внутри себя. Прелесть маленького спектакля в том, что тут есть повод поразмышлять о том, как надо жить. Каждый-то живет в меру своей совести.

Чем-то в своей жизни я доволен, чем-то нет. Был занят в театре, на телевидении, но многое пропустил в кинематографе (и по своей вине), в том числе и встречи с интересными режиссерами.

У меня прекрасная семья. С женой Галиной (з. а. РФ Галина Никулина. – Ред.) мы вместе больше 40 лет. Две дочери, трое внуков. Чего еще желать?


– Можете вспомнить самый дорогой подарок на день рождения?

– Появление внука в прошлом году. Я родился 27 июля, а 28-го – Дениска.


– Какой главный подарок хотели бы получить на юбилей?

– Не люблю юбилеи. Еще Чехов высказал свое отношение к ним в водевиле. Относиться к юбилеям надо несерьезно. Возраст несет с собой и пучок болезней... Пожелание одно – чтобы родные были здоровы. Это лучший подарок.


– А как собираетесь отмечать 80-летие?

– Никак. В тесном семейном кругу. Приедут дети, внуки. Сходим в ресторанчик.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 135 (5508) от 27.07.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...