Бесконечный театр

Более четверти века народный артист России лауреат Независимой театральной премии им. Стржельчика Ефим КАМЕНЕЦКИЙ служит в Театре имени Комиссаржевской. А до этого почти 20 лет он играл на сцене Театра имени Ленсовета. Зрители знают и его яркие роли в кино и других петербургских театрах. Незадолго до юбилея (как раз сегодня артист отметит свое 80-летие) Ефим КАМЕНЕЦКИЙ сыграл главную роль в премьерном спектакле «Бесконечный апрель». С актером встретилась журналист Ирина КОРОЛЕВА.

Бесконечный театр |  Ефим Каменецкий в главной роли спектакля «Бесконечный апрель».<br>ФОТО предоставлено пресс-службой Театра им. В. Ф. Комиссаржевской

Ефим Каменецкий в главной роли спектакля «Бесконечный апрель».
ФОТО предоставлено пресс-службой Театра им. В. Ф. Комиссаржевской

– Ефим Александрович, правда ли, что у вас один диплом – учителя истории, русского языка и литературы?

– Действительно, так. Окончил историко-филологический факультет Пензенского педагогического института. Хотя быть учителем не собирался. Пока учился, параллельно занимался в театральной студии и знал, что буду актером.


– То есть с детства мечтали все-таки об актерстве?

– Совершенно верно. Мое детство прошло в прекрасном месте – у реки Суры, притока Волги, в Пензенской области. Не смогу объяснить, что именно меня подталкивало к тому, чтобы мечтать о профессии актера. Мои родители к актерству отношения не имели. Кстати, театра я не видел примерно до 15 лет. Мне, пацану, хотелось нарядиться так, чтобы меня не узнали. Бывало, ходил с палкой и стучал в чужие двери, увидев непрошеного гостя – «старика», меня прогоняли... Откуда бралось это желание преображения? Наверное, хотел побыть в чужой шкуре, получше узнать совершенно другого человека.

В школе был у меня учитель литературы Владимир Федорович Ефремов. В свободное время он играл на сцене Дома учителя. Увидев, что я тоже увлечен театром, Владимир Федорович привел меня в драматический коллектив, мы ставили пьесы под руководством профессиональных актеров. До сих пор добрым словом вспоминаю своих учителей – провинциальную русскую интеллигенцию. Это люди, которых мы видим в пьесах Чехова. Именно среди таких людей и с их помощью я начал играть на сцене.

А в школу-студию МХАТа позже меня звал сам Павел Владимирович Массальский, прекрасный педагог и народный артист России, но я решил закончить сначала пединститут.


– Почти четверть века вы выходите на сцену Театра имени Комиссаржевской. Всегда волнуетесь?

– Привыкнуть к этому невозможно. В день спектакля всегда волнуюсь с самого утра. Какая будет публика, как все пройдет? Спектакль ведь – дело живое. В нашем театре служат замечательные артисты и партнеры.


– Кажется, вы сотрудничаете чуть ли не с пятью театрами Петербурга?

– Так было несколько лет назад. Кроме Театра Комиссаржевской играл на сценах «Русской антрепризы», театров Музыкальной комедии, «Приют Комедианта», «За Черной речкой», а также БДТ. Сам Кирилл Юрьевич Лавров позвал меня в спектакль «Перед заходом солнца», и я играл там до самой кончины этого прекрасного артиста и человека. Сегодня выхожу на сцены только двух театров – своего и «За Черной речкой». Отбегался уже...


– И еще вы преподавали в Санкт-Петербургской театральной академии.

– С Тамарой Михайловной Абросимовой мы вели курс на Моховой. И в нашем театре нередко бывают и работают мои ученики. Недавно Гена Смирнов ушел в кино, жаль, а Радик Приходько остался и занят во многих спектаклях. Кроме того, с ним и Таней Воротниковой, актрисой Театра Комедии им. Акимова, уже более 10 лет я играю в маленьком и уютном театре «За Черной речкой» спектакль «Четыре миллиарда долларов, или Осторожно – золотая рыбка». Там же идет моя инсценировка «Капитанской дочки» Пушкина (в спектакле Е. К. – и актер, и автор пьесы. – Ред.). Это второй мой писательский опыт, первым была инсценировка произведений Чехова. Пьесу, в основе которой была «Палата # 6», поставили во Вроцлаве, я там играл. А третий опыт – пьеса «Скандал в Пассаже» по сатирическим произведениям Достоевского. Она была опубликована в ленинградском журнале «Театр» и шла довольно долго в театре «Русская антреприза» им. Андрея Миронова.


– Ваша фильмография включает десятки картин. Расскажите о последних съемках.

– В мае прошлого года ездил под Одессу. Там мой давний знакомый Альберт Филозов, Марина Полицеймако и я снимались у молодого украинского режиссера в фильме «Песнь песней» (это едва ли не самая таинственная и поэтичная книга Ветхого Завета) по Шолом-Алейхему. Известно было, что снимается авторское кино. Не думаю, что это заинтересует массового зрителя...


– Отказываться от ролей вам приходилось?

– Нередко. Недавно отказался от роли в каком-то очередном сериале. Угнетает то, что все чаще встречается непрофессионализм: плохие сценарии, неопытные режиссеры... Если раньше я еще соглашался, чтобы заработать какие-то деньги, то в последнее время несколько раз отказался. Честно говоря, сниматься больше не хочется.


– Яркие страницы вашей биографии связаны с работой на радио и диктором в документальных фильмах.

– На радио я работал с удовольствием. Но последние годы – до операции на легких – много занимался тем, что писал аудиокниги. Такая интересная работа продолжалась несколько лет. Причем есть у меня запись, которой я особенно горжусь, – всего романа «Война и мир», без единой вымарки. Четыре тома книги звучат аж 80 часов!


– Вы довольны тем, как сложилась судьба? Все ли сбылось, о чем мечтали?

– Не могу сказать, что очень уж доволен. Жизнь-то не арифметична. В моем возрасте хотелось бы еще что-то сыграть. Несколько раз мы играли в Малом зале Театра им. Комиссаржевской новый спектакль «Бесконечный апрель». Удовлетворение от этой работы есть. Необычна драматургия пьесы Ярославы Пулинович, в ней много личного. По сути, это обыкновенная история, как у Гончарова, только другая. Как жить? Этот вопрос каждый решает по-своему... Главный герой пьесы говорит, что нужно просить прощения внутри себя. Прелесть маленького спектакля в том, что тут есть повод поразмышлять о том, как надо жить. Каждый-то живет в меру своей совести.

Чем-то в своей жизни я доволен, чем-то нет. Был занят в театре, на телевидении, но многое пропустил в кинематографе (и по своей вине), в том числе и встречи с интересными режиссерами.

У меня прекрасная семья. С женой Галиной (з. а. РФ Галина Никулина. – Ред.) мы вместе больше 40 лет. Две дочери, трое внуков. Чего еще желать?


– Можете вспомнить самый дорогой подарок на день рождения?

– Появление внука в прошлом году. Я родился 27 июля, а 28-го – Дениска.


– Какой главный подарок хотели бы получить на юбилей?

– Не люблю юбилеи. Еще Чехов высказал свое отношение к ним в водевиле. Относиться к юбилеям надо несерьезно. Возраст несет с собой и пучок болезней... Пожелание одно – чтобы родные были здоровы. Это лучший подарок.


– А как собираетесь отмечать 80-летие?

– Никак. В тесном семейном кругу. Приедут дети, внуки. Сходим в ресторанчик.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 135 (5508) от 27.07.2015.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.