Берлин: взрослые и дети
Как ни странно, Берлинский кинофестиваль вдруг оказался подвержен ретронастроениям, совсем ему не свойственным. Представлена целая волна фильмов, герои которых - представители «старой» довиртуальной культуры: писатели, читатели, переводчики, актеры. По-разному отстаивающие свой мир - настоящих слов и настоящих переживаний.

Кадр из фильма «Довлатов».
«Довлатов» Алексея Германа-младшего: старательное воссоздание атмосферы эпохи настолько трогательно в своей наивности, что кажется кукольной анимацией для взрослых. Кукольные будущие звезды литературы, кукольные прохожие на улицах в пальто, отстиранных от нафталина, декорации ноября 1971 года, напоминающие детские рисунки карандашами. Нежным колорированием изображения и аурой комических сновидений все это вдруг щемящим образом напоминает популярный в те годы гэдээровский мультфильм «Песочный человечек». Который, кстати, согласно поверьям, сыплет заигравшимся допоздна деткам в глаза волшебный песок. Наверное, этот жанр «паппет-шоу» - кукольного балаганчика - и призван для того, чтобы реконструировать атмосферу общества, где все левитируют - или дергаются - на видимых и невидимых бесчисленных ниточках, которыми умело манипулируют кукловоды.
Совсем в противоположном стиле - отчаянной актерской драмы - сделан фильм о нескольких днях из жизни Оскара Уайльда после его двухлетнего тюремного заключения - сломленного, рыдающего, ставшего, по собственной ремарке, «грубой карикатурой на самого себя». «Счастливый принц» - известный британский актер Руперт Эверетт выступил как режиссер и исполнитель главной роли.
«Книжная лавка» испанки Элизабет Кайше - чистейшей прелести экранизация романа Пенелопы Фитцджеральд. 1959 год, преданная литературе и памяти мужа вдова средних лет открывает книжный магазин в провинциальном городке - и ей строят всяческие козни. Комические пируэты косности и гордая поступь истинного интеллектуализма. Изысканная в своей ироничности декорационная среда: экслибрисы книг, раскраска одежды и цветовая гамма пейзажей - все и вся, каждый лепесток и оборочка, участвуют в драматургии.
И тут слышится монументальная поступь четырехчасового политического рок-комикса «Сезон дьявола» культового в фестивальных кругах филиппинца Лава Диаса. Специалиста по многочасовым меланхоличным, можно сказать, фрескам на темы деспотизма в национальной истории. За которые режиссером получено немало наград. Международная критика часто находит в его полотнах мотивы Толстого и Достоевского - видимо, считая, что где много непонятного красивого языка и скрытых духовных мотивов, там и наши титаны. В «Сезоне дьявола», где в фантомном терроре увязают поэт, его жена - врач, диссидент, поддающийся двусмысленному музыкальному диалогу с властью, при желании можно отыскать, как ни странно, аллюзии на трудоемкое сопротивление героев Солженицына.
На редкость психологически правдивым оказалось повествование о такой духоборческой иконе, как актриса Роми Шнайдер, - «Три дня в Кубероне» Эмили Атеф. Печальная зависимость от собственного азарта, от вектора безудержного полета - наконец, явлен здравый подход к теме алкоголизма.
А самый удивительный киноперсонаж берлинских программ - юный американский повар из документального фильма «Шеф Флинн». Истинный гастрономический Моцарт, который начал кормить людей в десять лет (составляя многостраничные книги рецептов) и открыл первый ресторан в пятнадцать - в Нью-Йорке. На вопрос: «Тебе не жалко своего детства?» - отвечает: «Я же до десяти лет был ребенком - разве это маленький срок?!..».
Материалы рубрики
В Петербурге пройдет фестиваль джаза «Свинг белой ночи»
Фестиваль «БТК-musiс-fest. Лето» прошел в Петербурге
В Петербурге пройдет фестиваль «Лето итальянских комедий»
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии