Как Всероссийский музей Пушкина отметит День Ленинградской Победы

С 27 января по 3 февраля часть экспонатов в основной литературной экспозиции «А. С. Пушкин. Жизнь и творчество» (Всероссийский музей А. С. Пушкина), чудом уцелевших в дни осады города, будут отмечены ленточкой Ленинградской Победы.

Как Всероссийский музей Пушкина отметит День Ленинградской Победы | Фото: museumpushkin.ru

Фото: museumpushkin.ru

В эти дни в обзорной экскурсии прозвучит рассказ об акварелях и книгах, а главное, о людях, бережно их хранивших. Посетители смогут увидеть уникальное издание «Евгения Онегина». Основная часть экспонатов - акварели, раскрашенные гравюры и литографии, книги из коллекции «легендарного собирателя книжных редкостей» Сергея Леонидовича Маркова (1905 - 1964). Летом 1941 года он ушел добровольцем на фронт, семья была эвакуирована. Коллекция в блокадном Ленинграде уцелела благодаря матери жены Сергея Леонидовича Прасковье Григорьевне Кильгаст, которая, вынув книги из шкафов, хранила их в больших бельевых плетеных корзинах, проветривала, укрывала в холод. По признанию Кильгаст, она выжила лишь потому, что берегла не себя, а книги.

Как сообщают сотрудники отдела информационных технологий Всероссийского музея А. С. Пушкина, ленточка Ленинградской Победы появится в эти дни и на мраморной доске дома Китаевой в Царском Селе (в настоящее время - Мемориальный музей-дача А. С. Пушкина), где А. С. Пушкин снимал дачу в свое первое семейное лето 1831 года. Этот дом - молчаливый свидетель оккупации города Пушкина, захваченного немцами 17 сентября 1941 года. Дом стоял брошенный и забытый в течение всех страшных дней блокады. Ольга Берггольц, оказавшаяся в Пушкине через несколько часов после его освобождения, 24 января 1944 года, в составе семи человек Ленинградского радиокомитета, вспоминает дом Китаевой как «полуразрушенный». Бывший в той же делегации пушкинист В. А. Мануйлов в течение 25 минут рассказывал об этом месте оказавшимся рядом солдатам, которые «слушали жадно и внимательно и все с большим уважением поглядывали на разбитый деревянный домик, около которого торчали дощечки с надписями: «Минен, минен!». И вокруг было очень тихо, совершенно безлюдно и очень грустно...».

#память #музей #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 012 (6365) от 24.01.2019 под заголовком «Берегли не себя, а книги».


Комментарии