Ирена Милькявичюте: «Каждый певец – уникум»

Певица рассказала нашему музыковеду о продолжении своей исполнительской карьеры и бережном обучении детей.

Ирена Милькявичюте: «Каждый певец – уникум» | ФОТО предоставлено пресс-службой конкурса

ФОТО предоставлено пресс-службой конкурса

Ирена Милькявичюте впервые приняла участие в жюри Международного конкурса юных вокалистов Елены Образцовой, который проходил в седьмой раз. 

Профессор Литовской академии музыки и театра известна петербуржцам-ленинградцам прежде всего как оперное лирико-драматическое сопрано, исполнительница партий Аиды и Елизаветы в операх Верди. В них она выступала на сцене Мариинского театра со своим мужем - знаменитым тенором Гегамом Григоряном. Сегодня к букету ее славы добавилась еще и дочь Асмик Григорян, ее ученица, сопрано, восхищающая Европу своими успехами. 

- Вы впервые участвуете в жюри международного конкурса юных вокалистов Елены Образцовой. Приходилось до этого «жюрить» детей?

- На протяжении двух лет я езжу по городам Литвы, где слушаю детей иногда даже не от пяти, а от трех лет и до тех, кто заканчивает среднюю школу, то есть до 19-летних. Так происходит отбор на телевизионный конкурс «Песнь песней», который существует уже почти двадцать пять лет. В Каунасе на конкурсе «Сонорум» я однажды была председателем жюри.

- Нужны ли детям такие сложные конкурсы?

- Нужны, но к детям нужно очень бережно относиться. Прежде всего нельзя торопить природу, которая тоже должна поработать над голосом ребенка. В любом случае не надо делать из малышей сразу оперных певцов. Я много слушаю детей, не так давно довелось послушать девушку, которая оперным голосом пела арию Лауретты из «Джанни Скикки» Пуччини, пела чудесно, но в голосе уже была слышна тремоляция, или так называемый кач, ее дыхание не было готовым для оперного объема. Так что необходима предельная осторожность, особенно у мальчиков в период мутации. Я сама участвовала в разных конкурсах, правда, уже будучи взрослой певицей. А вот моя дочь во взрослом возрасте не стала участвовать в конкурсах.

- Вы довольны тем, как у Асмик развивается карьера?

- У Асмик очень большая нагрузка, она поет музыку разных композиторов, совсем скоро ее ждет дебют в «Саломее» Штрауса на Зальцбургском фестивале. До этого она уже исполняла Штрауса - Хризотемис в «Электре». Была и Тамара в «Демоне» Рубинштейна на премьере оперы в Барселоне, Полина в «Игроке» Прокофьева, где уже совсем не белькантовое пение. Она пела даже в мюзикле «Суини Тодд». И это все для голоса не так безопасно - петь в столь контрастных стилях.

- Ваш зять режиссер Василий Бархатов приглашает вас в свои постановки?

- Когда он ставил «Евгения Онегина» в Вильнюсском театре, я спела Няню. Мне было очень интересно. Раньше я пела эту партию в постановке «Опера-сити» вместе со своей дочерью. Сейчас я готовлюсь к дебюту в партии Графини в «Пиковой даме» Чайковского, но уже с другим режиссером, который сделал мне это предложение вместе с дирижером Гинтарасом Ринкявичюсом...

- Выбор профессионального пути у дочери был предрешен? Она слушала, как поют мама с папой?

- И первого, и второго ребенка, а у меня еще есть сын, я с детства учила музыке, но никогда не говорила им, что они будут певцами, лишь думала об этом. Сын пошел по своему пути, хотя и окончил нашу музыкальную академию как гобоист. Дочь училась в музыкальной школе до девятого класса, потом ее бросила: как только экзамены - у нее поднималась температура. Она перешла в обычную школу, ее и окончила. Но эти девять лет музыкальной школы ей до сих пор очень помогают. Я уже работала в музыкальной академии, знала, что у Асмик есть красивый голос, и предложила ей поступить на вокальное отделение. На вступительном экзамене она спела арию Лючии. Ее не взяли на I курс, приняли на подготовительный, потому что ей было 18, а у нас принимают с 19. В следующем году, когда она поступала, пела уже арию Тоски, которую выбрала сама.

Асмик поступила в академию, но никто не хотел брать на обучение дочь Милькявичюте и Григоряна, боялись ответственности. В итоге она поступила ко мне, у меня и закончила.

- Учить собственного ребенка, наверное, не очень просто даже самому опытному педагогу.

- Да, это было непросто. Но как я могла отказываться, если никто ее не брал? Асмик - девушка с открытым темпераментом, а у меня - внутренний. Бывало, что во время уроков я выходила из класса. Но результаты все равно были достигнуты. Она и у отца немного поучилась. Сегодня она продолжает заниматься - учится у шведского педагога. Асмик и языки совершенствует, занимается спортивной йогой, поскольку физическая нагрузка у современных певцов очень высокая, тело должно быть натренировано. Она всегда была мальчишеской комплекции, а певица должна хорошо выглядеть. Еще у нее и ребенок маленький. Ее сыну уже 15, а дочери скоро будет два. И я очень рада, что ее свекровь, мама Василия Бархатова, очень помогает, все время ездит с ними вместе, чтобы малышка была рядом с мамой. Асмик уже спустя месяц после рождения начала репетировать, при этом кормила. Дочь рассказывала мне, что в один из зимних дней мама Василия каждый час привозила ребенка на кормление.

- Асмик не боится участвовать в смелых режиссерских постановках, когда режиссеры эпатируют публику. Вы, наверное, дискутируете с ней на эти темы?

- Всегда. Нам лучше не начинать говорить на эту тему, потому что мнения часто расходятся. Но должна сказать, что и она уже меняет свое мнение и считает, что таким режиссерам-провокаторам почти уже нечего сказать. В этом мы единодушны. Я за то, чтобы режиссеры ставили то, что написано композиторами. Наверное, сегодня - режиссерское время. И это жаль, потому что музыка страдает. Да и к голосам эти режиссеры относятся зачастую бездумно, не думают о том, что каждого певца надо беречь. Каждый певец - уникум, который не повторяется...

#музыка #интервью

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 137 (6246) от 31.07.2018 под заголовком «Беречь каждый голос».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...