В Музее семьи Бенуа — пополнение

Более двухсот произведений пополнили обновленную постоянную экспозицию Музея семьи Бенуа, входящего в государственный музей-заповедник «Петергоф». В эти осенние дни исполнилось 30 лет со времени его открытия.

В Музее семьи Бенуа — пополнение | Николай Бенуа. Эскиз костюма пуделя. РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Николай Бенуа. Эскиз костюма пуделя. РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Еще в начале 1980-х годов Николай Александрович Бенуа, сценограф, более трех десятилетий работавший главным художником театра «Ла Скала», предложил создать в Ленинграде музей, который представит творчество разных поколений артистической династии Бенуа-Лансере-Серебряковых.

Как рассказала «Санкт-Петербургским ведомостям» Нино Вахания, начальник экспозиционной службы ГМЗ «Петергоф», речь шла об одном из двух адресов: дом № 15 по улице Глинки (ранее - Никольской), где жила семья Бенуа, и один из фрейлинских домов в Петродворце. В итоге остановились на втором варианте, для чего пришлось расселить несколько квартир и контор.

Николай Бенуа несколько раз приезжал в «Петергоф», встречался с Вадимом Знаменовым, тогдашним директором ГМЗ, который поддержал идею. Они обсуждали, каким будет музей. Необычной была встреча с родственником - Евгением Евгеньевичем Лансере-младшим, с которым Бенуа не виделся 70 лет...

Во всех шестнадцати залах постоянной экспозиции за минувшие десятилетия произошли изменения - музей стремится показать новые дары и приобретения. Иногда хрупкая графика возвращается к зрителю после отдыха в фондах. Так произошло с рисунком Александра Бенуа «На берегу пустынных волн», с него начинался музей. Вернулся трогательный портрет трехлетнего Александра Бенуа, сидящего на коленях у 60-летнего отца. Впервые выставляются письма Альбера Бенуа сестре Екатерине, где рисунки занимают равное место с текстом.

Недавно итальянский меценат Пьетро Питтаро подарил акварельный портрет Анны Бенуа, созданный ее мужем Александром, мольберт художника, а также палитру и кисти их сына Николая и его эскиз декорации к опере «Жизнь за царя».

Одно из крупных приобретений ГМЗ «Петергоф» последнего времени - две тысячи эскизов декораций и костюмов Николая Бенуа, созданных за время его шестидесятилетней театральной карьеры. Как их показать?

ГМЗ «Петергоф» придумал остроумный ход. В Зеркальном зале музея выставлены 16 произведений, в частности, эскизы к опере «Макбет» Верди и тетралогии «Кольцо нибелунга» Вагнера. Остальные будут постепенно выкладываться на сайте музея. Чтобы заинтересовать публику, готовится серия виртуальных книг «Никола Бенуа: рисованные истории». Выпуск № 1 уже доступен на сайте ГМЗ.

Как рассказала нам Ирина Аксенова, один из авторов проекта, музей приглашает художников и снабжает каждого мемуарами, перепиской и другими материалами, связанными с одной постановкой, в которой участвовал Бенуа. И предлагает создать «графическую новеллу». Определение «комикс» музейщикам не нравится, хотя отражает смысл проекта.

Первый выпуск нарисован книжным графиком Олесей Гонсеровской и посвящен первой работе Бенуа в «Ла Скала». В 1925 году великий маэстро Артуро Тосканини решил поставить в театре оперу Мусоргского «Хованщина» и непременно позвать русского сценографа. Бенуа было всего 24 года, он только что приехал из России, его никто не знал. Но он рискнул и получил заказ.

Подготовлено пять выпусков, если они будут иметь успех в виртуальном пространстве, то авторы идеи создадут бумажную версию.

#выставка #искусство #обновление

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 195 (6304) от 19.10.2018 под заголовком «Бенуа в заповеднике».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?