В Музее семьи Бенуа — пополнение
Более двухсот произведений пополнили обновленную постоянную экспозицию Музея семьи Бенуа, входящего в государственный музей-заповедник «Петергоф». В эти осенние дни исполнилось 30 лет со времени его открытия.
Николай Бенуа. Эскиз костюма пуделя. РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА
Еще в начале 1980-х годов Николай Александрович Бенуа, сценограф, более трех десятилетий работавший главным художником театра «Ла Скала», предложил создать в Ленинграде музей, который представит творчество разных поколений артистической династии Бенуа-Лансере-Серебряковых.
Как рассказала «Санкт-Петербургским ведомостям» Нино Вахания, начальник экспозиционной службы ГМЗ «Петергоф», речь шла об одном из двух адресов: дом № 15 по улице Глинки (ранее - Никольской), где жила семья Бенуа, и один из фрейлинских домов в Петродворце. В итоге остановились на втором варианте, для чего пришлось расселить несколько квартир и контор.
Николай Бенуа несколько раз приезжал в «Петергоф», встречался с Вадимом Знаменовым, тогдашним директором ГМЗ, который поддержал идею. Они обсуждали, каким будет музей. Необычной была встреча с родственником - Евгением Евгеньевичем Лансере-младшим, с которым Бенуа не виделся 70 лет...
Во всех шестнадцати залах постоянной экспозиции за минувшие десятилетия произошли изменения - музей стремится показать новые дары и приобретения. Иногда хрупкая графика возвращается к зрителю после отдыха в фондах. Так произошло с рисунком Александра Бенуа «На берегу пустынных волн», с него начинался музей. Вернулся трогательный портрет трехлетнего Александра Бенуа, сидящего на коленях у 60-летнего отца. Впервые выставляются письма Альбера Бенуа сестре Екатерине, где рисунки занимают равное место с текстом.
Недавно итальянский меценат Пьетро Питтаро подарил акварельный портрет Анны Бенуа, созданный ее мужем Александром, мольберт художника, а также палитру и кисти их сына Николая и его эскиз декорации к опере «Жизнь за царя».
Одно из крупных приобретений ГМЗ «Петергоф» последнего времени - две тысячи эскизов декораций и костюмов Николая Бенуа, созданных за время его шестидесятилетней театральной карьеры. Как их показать?
ГМЗ «Петергоф» придумал остроумный ход. В Зеркальном зале музея выставлены 16 произведений, в частности, эскизы к опере «Макбет» Верди и тетралогии «Кольцо нибелунга» Вагнера. Остальные будут постепенно выкладываться на сайте музея. Чтобы заинтересовать публику, готовится серия виртуальных книг «Никола Бенуа: рисованные истории». Выпуск № 1 уже доступен на сайте ГМЗ.
Как рассказала нам Ирина Аксенова, один из авторов проекта, музей приглашает художников и снабжает каждого мемуарами, перепиской и другими материалами, связанными с одной постановкой, в которой участвовал Бенуа. И предлагает создать «графическую новеллу». Определение «комикс» музейщикам не нравится, хотя отражает смысл проекта.
Первый выпуск нарисован книжным графиком Олесей Гонсеровской и посвящен первой работе Бенуа в «Ла Скала». В 1925 году великий маэстро Артуро Тосканини решил поставить в театре оперу Мусоргского «Хованщина» и непременно позвать русского сценографа. Бенуа было всего 24 года, он только что приехал из России, его никто не знал. Но он рискнул и получил заказ.
Подготовлено пять выпусков, если они будут иметь успех в виртуальном пространстве, то авторы идеи создадут бумажную версию.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 195 (6304) от 19.10.2018 под заголовком «Бенуа в заповеднике».
Комментарии