«Фарфоровую моду от Татьяны Чапургиной» представили в Главном штабе
В Восточном крыле Главного штаба открылась выставка «Фарфоровая мода от Татьяны Чапургиной». Татьяна Чапургина - один из ведущих художников Императорского фарфорового завода. Однако в юности она занималась росписью по тканям. И однажды сумела соединить оба материала в своем творчестве. Теперь она создает необыкновенные платья, в которых тканевая основа расшита фарфоровыми пайетками (иногда залита ими полностью, иногда лишь дополнена хрупким поясом или воротником).
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Именно фарфоровой моде отведено главное место на выставке, хотя есть тут и вазы, и сервизы, и флаконы для духов. Есть фарфоровая рама для зеркала и фарфоровая столешница, портсигары и даже сумочки. Некоторые предметы вполне функциональны, другие - очаровательно непрактичны. И те и другие - причудливы и внезапны, не похожи друг на друга. Рядом с утонченными растительными узорами, явно навеянными эпохой модерна, можно обнаружить орнаменты, выполненные в лучших традициях конструктивизма.
Источником вдохновения может служить многое - небо и море, люди и путешествия, книги и музыка. Татьяну Чапургину, судя по вещам, представленным в залах Главного штаба, вдохновляют работы великих художников, их творчество и личности. Поддавшись впечатлениям, мастер создает все новые и новые вариации на темы их творений.
Так, одна из коллекций навеяна супрематическими экспериментами Казимира Малевича. Она называется «Движение белого», и в нее входят лаконичные, отливающие холодным блеском платья «Синий крест», «Белый квадрат» и другие. Интересно, что вместе они складываются в единый ансамбль, формируют общее пространство, пронизанное чистой геометрией.
Совсем другое впечатление производит коллекция Francisco, посвященная французскому модельеру Пако Рабану. Фарфоровые пайетки на полупрозрачных основах не собираются в подобие брони, а рассыпаются по ткани лепестками. И хотя линии выложенного ими орнамента просты и точны, в них нет жесткости. Так же, как и в названиях моделей - «Дождь», «Легкость бытия»... Эти костюмы легко представить себе на живых моделях.
Отдельное место на выставке и в творчестве художницы занимает коллекция «Та-Кемет» («Черная земля» - так древние египтяне называли свою страну). Точкой отсчета для нее послужил Египетский зал Эрмитажа. Татьяна Чапургина загляделась на небольшую статуэтку из черного базальта - фигуру женщины в длинном облегающем платье. И родились две части египетской коллекции - «Путешествие в прошлое» и «Путешествие в будущее». Костюмы одной из них действительно напоминают старинные одеяния и иногда дополнены тяжелыми головными уборами или другими архаичными подробностями. Платья другой - просты и гармоничны. В них ощущается лишь отзвук изначальной мелодии, певучего силуэта.
«Татьяна Чапургина не повторяет традицию, лишь пытается сохранить неуловимую связь, тонкие нити, соединяющие время», - объясняет куратор выставки старший научный сотрудник Эрмитажа Инна Майстренко.
И, пожалуй, именно эта коллекция помогает со всей очевидностью понять, что помимо творчества великих есть у художницы и другой, может быть, главный источник вдохновения - сам материал.
«Фарфорист Татьяна Чапургина войдет в искусство моды не как создательница нового силуэта, но, без сомнения, как мастер, раскрывший новые возможности материала, новаторское видение art-a-porter», - обещает Инна Майстренко.
Действительно, художница угадывает и раскрывает бесконечные возможности фарфора. Она использует его пластичность и жесткость, хрупкость и холод, блеск и матовую мягкость, многоцветье и бледность - всю палитру красок. И надо полагать, когда-нибудь ее работы вдохновят еще не одного мастера.
Эту выставку Эрмитаж подготовил вместе с Императорским фарфоровым заводом.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 233 (6342) от 13.12.2018 под заголовком «Белый квадрат и черная земля».
Комментарии