«Фарфоровую моду от Татьяны Чапургиной» представили в Главном штабе

В Восточном крыле Главного штаба открылась выставка «Фарфоровая мода от Татьяны Чапургиной». Татьяна Чапургина - один из ведущих художников Императорского фарфорового завода. Однако в юности она занималась росписью по тканям. И однажды сумела соединить оба материала в своем творчестве. Теперь она создает необыкновенные платья, в которых тканевая основа расшита фарфоровыми пайетками (иногда залита ими полностью, иногда лишь дополнена хрупким поясом или воротником).

«Фарфоровую моду от Татьяны Чапургиной» представили в Главном штабе | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Именно фарфоровой моде отведено главное место на выставке, хотя есть тут и вазы, и сервизы, и флаконы для духов. Есть фарфоровая рама для зеркала и фарфоровая столешница, портсигары и даже сумочки. Некоторые предметы вполне функциональны, другие - очаровательно непрактичны. И те и другие - причудливы и внезапны, не похожи друг на друга. Рядом с утонченными растительными узорами, явно навеянными эпохой модерна, можно обнаружить орнаменты, выполненные в лучших традициях конструктивизма.

Источником вдохновения может служить многое - небо и море, люди и путешествия, книги и музыка. Татьяну Чапургину, судя по вещам, представленным в залах Главного штаба, вдохновляют работы великих художников, их творчество и личности. Поддавшись впечатлениям, мастер создает все новые и новые вариации на темы их творений.

Так, одна из коллекций навеяна супрематическими экспериментами Казимира Малевича. Она называется «Движение белого», и в нее входят лаконичные, отливающие холодным блеском платья «Синий крест», «Белый квадрат» и другие. Интересно, что вместе они складываются в единый ансамбль, формируют общее пространство, пронизанное чистой геометрией.

Совсем другое впечатление производит коллекция Francisco, посвященная французскому модельеру Пако Рабану. Фарфоровые пайетки на полупрозрачных основах не собираются в подобие брони, а рассыпаются по ткани лепестками. И хотя линии выложенного ими орнамента просты и точны, в них нет жесткости. Так же, как и в названиях моделей - «Дождь», «Легкость бытия»... Эти костюмы легко представить себе на живых моделях.

Отдельное место на выставке и в творчестве художницы занимает коллекция «Та-Кемет» («Черная земля» - так древние египтяне называли свою страну). Точкой отсчета для нее послужил Египетский зал Эрмитажа. Татьяна Чапургина загляделась на небольшую статуэтку из черного базальта - фигуру женщины в длинном облегающем платье. И родились две части египетской коллекции - «Путешествие в прошлое» и «Путешествие в будущее». Костюмы одной из них действительно напоминают старинные одеяния и иногда дополнены тяжелыми головными уборами или другими архаичными подробностями. Платья другой - просты и гармоничны. В них ощущается лишь отзвук изначальной мелодии, певучего силуэта.

«Татьяна Чапургина не повторяет традицию, лишь пытается сохранить неуловимую связь, тонкие нити, соединяющие время», - объясняет куратор выставки старший научный сотрудник Эрмитажа Инна Майстренко.

И, пожалуй, именно эта коллекция помогает со всей очевидностью понять, что помимо творчества великих есть у художницы и другой, может быть, главный источник вдохновения - сам материал.

«Фарфорист Татьяна Чапургина войдет в искусство моды не как создательница нового силуэта, но, без сомнения, как мастер, раскрывший новые возможности материала, новаторское видение art-a-porter», - обещает Инна Майстренко.

Действительно, художница угадывает и раскрывает бесконечные возможности фарфора. Она использует его пластичность и жесткость, хрупкость и холод, блеск и матовую мягкость, многоцветье и бледность - всю палитру красок. И надо полагать, когда-нибудь ее работы вдохновят еще не одного мастера.

Эту выставку Эрмитаж подготовил вместе с Императорским фарфоровым заводом.

#выставка #мода #фарфор

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 233 (6342) от 13.12.2018 под заголовком «Белый квадрат и черная земля».


Комментарии