Белые ночи, камерные вечера

Проходящий в Мариинском театре фестиваль «Звезды белых ночей» до конца июля будет радовать поклонников классической музыки. Особый интерес публики прежде всего обращен к приезду мировых звезд, оперным премьерам и масштабным симфоническим концертам, однако и камерная программа фестиваля достойна внимания.

Белые ночи, камерные вечера | Иллюстрация Stokketer2/shutterstock.com

Иллюстрация Stokketer2/shutterstock.com

Вечера камерной музыки открылись на сцене Концертного зала театра выступлением трио молодых артистов в составе скрипача Кристофа Барати, виолончелиста Иштвана Вардая и пианистки Зарины Шиманской, выступивших с сочинениями Людвига ван Бетховена.

Бетховен - один из любимых композиторов советской эпохи, в то время немецкого гения было принято представлять как бунтаря-революционера и ниспровергателя традиций. В его музыке подчеркивались героический пафос и мужественный дух, которые передавались через определенную манеру - с плотным густым звуком и романтическими штрихами. С появлением и активным развитием в Европе школы старинного исполнительства стали уходить многие клише, и за маской Бетховена-реформатора-радикала возник творец, объединивший в своем творчестве классическую и романтическую эпохи. Тонкий лирик, способный выразить мельчайшие движения человеческой души. Соответственно, ясность, прозрачность и легкость пришли на смену былой грузности и «массивности».

Камерный исповедальный тон прошедшего в Мариинке концерта был задан буквально с первых нот открывшей вечер Седьмой скрипичной сонатой Бетховена. Мелодические фразы переходили от фортепиано к скрипке, составлявших друг с другом прекрасно сыгранный дуэт. Кристоф Барати в своей манере игры особое внимание уделил штрихам и точности интонаций, отчасти пожертвовав ради этого динамикой и экспрессией. Поэтому аккомпанировавшей ему Зарине Шиманской пришлось тонко подстраиваться, «высветляя» и облегчая пассажи, дабы не заглушить скрипача.

В прозвучавшей вслед Пятой виолончельной сонате Иштван Вардай покорил зал роскошным тембровым звучанием своего инструмента. Однако в финальной головоломной фуге музыканту немного не хватило должного напора и свободы. Созерцательное начало виолончелисту удалось передать лучше, чем образ активности и действия. Полной гармонии действия и созерцания артистам удалось добиться в сыгранном во втором отделении Трио op. 97, которое было исполнено как философская и при этом увлекательная беседа.

Это произведение Бетховен написал в 1811 году и посвятил одному из своих любимых учеников и покровителей эрцгерцогу Рудольфу, аристократу, занимавшему серьезный сановный пост в иерархии Католической церкви. Бетховен обычно адресовал ему свои самые возвышенные и сокровенные сочинения, связанные с духовной тематикой. И в си-бемоль-мажорном Трио, несмотря на его внешнюю светскость, явственно был ощутим молитвенный дух, особенно проявившийся в третьей части, поданной как диалог между человеком и небом. Скрипач, виолончелист и пианистка тонко и возвышенно «пропели» хоральную мелодию божественного бетховенского Анданте, расцветив в последующих вариациях тему тончайшими красочными оттенками.

Нужный характер поддерживался Зариной Шиманской, в ее игре легкость и воздушность сочетались с железной волей и безупречным чувством ритма. На bis музыканты исполнили вторую часть Трио, Скерцо, в танцевальных «притоптываниях» которого уже слышались будущие жанровые эпизоды из симфоний Малера.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.