Белые ночи, камерные вечера
Проходящий в Мариинском театре фестиваль «Звезды белых ночей» до конца июля будет радовать поклонников классической музыки. Особый интерес публики прежде всего обращен к приезду мировых звезд, оперным премьерам и масштабным симфоническим концертам, однако и камерная программа фестиваля достойна внимания.

Иллюстрация Stokketer2/shutterstock.com
Вечера камерной музыки открылись на сцене Концертного зала театра выступлением трио молодых артистов в составе скрипача Кристофа Барати, виолончелиста Иштвана Вардая и пианистки Зарины Шиманской, выступивших с сочинениями Людвига ван Бетховена.
Бетховен - один из любимых композиторов советской эпохи, в то время немецкого гения было принято представлять как бунтаря-революционера и ниспровергателя традиций. В его музыке подчеркивались героический пафос и мужественный дух, которые передавались через определенную манеру - с плотным густым звуком и романтическими штрихами. С появлением и активным развитием в Европе школы старинного исполнительства стали уходить многие клише, и за маской Бетховена-реформатора-радикала возник творец, объединивший в своем творчестве классическую и романтическую эпохи. Тонкий лирик, способный выразить мельчайшие движения человеческой души. Соответственно, ясность, прозрачность и легкость пришли на смену былой грузности и «массивности».
Камерный исповедальный тон прошедшего в Мариинке концерта был задан буквально с первых нот открывшей вечер Седьмой скрипичной сонатой Бетховена. Мелодические фразы переходили от фортепиано к скрипке, составлявших друг с другом прекрасно сыгранный дуэт. Кристоф Барати в своей манере игры особое внимание уделил штрихам и точности интонаций, отчасти пожертвовав ради этого динамикой и экспрессией. Поэтому аккомпанировавшей ему Зарине Шиманской пришлось тонко подстраиваться, «высветляя» и облегчая пассажи, дабы не заглушить скрипача.
В прозвучавшей вслед Пятой виолончельной сонате Иштван Вардай покорил зал роскошным тембровым звучанием своего инструмента. Однако в финальной головоломной фуге музыканту немного не хватило должного напора и свободы. Созерцательное начало виолончелисту удалось передать лучше, чем образ активности и действия. Полной гармонии действия и созерцания артистам удалось добиться в сыгранном во втором отделении Трио op. 97, которое было исполнено как философская и при этом увлекательная беседа.
Это произведение Бетховен написал в 1811 году и посвятил одному из своих любимых учеников и покровителей эрцгерцогу Рудольфу, аристократу, занимавшему серьезный сановный пост в иерархии Католической церкви. Бетховен обычно адресовал ему свои самые возвышенные и сокровенные сочинения, связанные с духовной тематикой. И в си-бемоль-мажорном Трио, несмотря на его внешнюю светскость, явственно был ощутим молитвенный дух, особенно проявившийся в третьей части, поданной как диалог между человеком и небом. Скрипач, виолончелист и пианистка тонко и возвышенно «пропели» хоральную мелодию божественного бетховенского Анданте, расцветив в последующих вариациях тему тончайшими красочными оттенками.
Нужный характер поддерживался Зариной Шиманской, в ее игре легкость и воздушность сочетались с железной волей и безупречным чувством ритма. На bis музыканты исполнили вторую часть Трио, Скерцо, в танцевальных «притоптываниях» которого уже слышались будущие жанровые эпизоды из симфоний Малера.
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии