Белые и красные пришли и ушли

Завершилась премьера нового сериала «Тихий Дон», вызвав бурю противоречивых откликов в социальных сетях.

Белые и красные пришли и ушли |

Величие романа о судьбе донского казачества удостоверено не только Нобелевской премией 1965 года, врученной классику советской литературы, но и тем повышенным вниманием, которое уделяли ему смежные искусства – опера, театр, кинематограф. Было сразу понятно, что нынешняя четырнадцатисерийная телеверсия будет кардинально отличаться от предыдущих (а их было три). Ожидания подогревались высокой профессиональной репутацией режиссера Сергея Урсуляка, завоеванной у публики предыдущими работами – сериалами «Ликвидация» и «Жизнь и судьба».

От режиссера можно было ждать свежего взгляда на роман, в котором удивительным образом переплелись яркие чувства и трагически неотвратимая поступь эпохи слома всего и вся. При этом личная участь главного персонажа – Григория Мелехова – вытекала из той реальной драматургии. Истории, которую Шолохов так мастерски выстроил в тексте. Трагедия Мелехова возникает из трагического противостояния двух «правд» – белой и красной. И было ясно, что только семья и родной дом (или то, что от них осталось) могут стать спасением для лихого героя, привыкшего жить чувствами, а не разумом. Мощные характеры, их сшибка, могучее дыхание донских степей и вечное течение «батюшки Тихого Дона» – вот что на протяжении десятков лет так увлекало читателей романа.

Если кто-то из зрителей телесериала не читал роман Шолохова или плохо учил в школе историю, он вряд ли понял и время, и обстоятельства событий, в которые втянуты основные персонажи. Во всех интервью режиссер настаивал на том, что он сознательно убирал из сериала все, что связано с конкретикой исторической канвы, вплоть до отдельных эпизодов и персонажей, напоминавших о прежних социально-политизированных версиях романа. Сказал – сделал. И в результате получилась история не о том, что человека подмял под себя «век-волкодав», а о том, что Григорий любил Аксинью, да его личному счастью помешали революции и Гражданская война.

И с такой версией можно было согласиться, если бы актерская игра сделала ее убедительной. Но ни у Евгения Ткачука (Григорий Мелехов), ни у Полины Чернышовой (Аксинья) не хватило опыта, творческого и человеческого, им далеко не всегда веришь и сочувствуешь. Порою и вовсе казалось, что на экране разыгрывается водевиль в духе «Бабьего бунта». Конечно, можно молодого артиста Ткачука превратить в брюнета и приклеить ему нос с горбинкой (по Шолохову). Но ухищрения гримеров не могут ему помочь перевоплотиться в Григория Мелехова. Порой они только мешают.

Многие казаки в сериале воспринимались на одно лицо, различить, где Мишка Кошевой, а где – Степан Астахов, было трудно. Да и само повествование разваливалось по ходу просмотра на отдельные эпизоды. Складывалось ощущение, что канал торопился побыстрее показать сериал, чтобы публика успела переключиться на развлечения перед Новым годом. Схема показа (несколько серий в один вечер) просто «похоронила» фильм, который приобрел вместо эпического ритма какую-то суетливую интонацию. И широкая река Дон порой выглядела в кадре речушкой, а музыкальный ряд сериала, невыносимо громкий и назойливый, совсем не соответствовал суровой поступи воссоздаваемого времени.

К актерскому ансамблю тоже можно предъявить немало претензий: каждый играет так, как умеет. Не удивлюсь, если Сергей Маковецкий за роль Пантелея Мелехова получит какую-нибудь награду. Известный артист это заслужил, временами он затмевает остальных – настолько этот мастер самодостаточен в своей характерности. На протяжении четырнадцати серий у разных актеров бывали удачные и провальные эпизоды, но общее ощущение искусственности мешало войти в станичный мир и почувствовать трагедию тех, к кому пришли чужие и разрушили прежний уклад. Смена власти в сериале напоминает знаменитые фразы из прежних картин «про белых», которые пришли, и про «красных», которые тоже пришли. И лучше бы не приходили ни те ни эти...

Но «Тихий Дон» не «Свадьба в Малиновке», а эпос, грандиозные столкновения, которых зритель в сериале так и не увидел. Даже события Первой мировой войны, так повлиявшей на характер Григория Мелехова, скорее обозначены, чем показаны.

Что ж! Подождем новой киноверсии романа. Великим книгам не привыкать. Ведь успели же французы создать более сорока версий «Отверженных». Чем мы хуже?


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 229 (5600) от 07.12.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...