Белые и красные пришли и ушли

Завершилась премьера нового сериала «Тихий Дон», вызвав бурю противоречивых откликов в социальных сетях.

Белые и красные пришли и ушли |

Величие романа о судьбе донского казачества удостоверено не только Нобелевской премией 1965 года, врученной классику советской литературы, но и тем повышенным вниманием, которое уделяли ему смежные искусства – опера, театр, кинематограф. Было сразу понятно, что нынешняя четырнадцатисерийная телеверсия будет кардинально отличаться от предыдущих (а их было три). Ожидания подогревались высокой профессиональной репутацией режиссера Сергея Урсуляка, завоеванной у публики предыдущими работами – сериалами «Ликвидация» и «Жизнь и судьба».

От режиссера можно было ждать свежего взгляда на роман, в котором удивительным образом переплелись яркие чувства и трагически неотвратимая поступь эпохи слома всего и вся. При этом личная участь главного персонажа – Григория Мелехова – вытекала из той реальной драматургии. Истории, которую Шолохов так мастерски выстроил в тексте. Трагедия Мелехова возникает из трагического противостояния двух «правд» – белой и красной. И было ясно, что только семья и родной дом (или то, что от них осталось) могут стать спасением для лихого героя, привыкшего жить чувствами, а не разумом. Мощные характеры, их сшибка, могучее дыхание донских степей и вечное течение «батюшки Тихого Дона» – вот что на протяжении десятков лет так увлекало читателей романа.

Если кто-то из зрителей телесериала не читал роман Шолохова или плохо учил в школе историю, он вряд ли понял и время, и обстоятельства событий, в которые втянуты основные персонажи. Во всех интервью режиссер настаивал на том, что он сознательно убирал из сериала все, что связано с конкретикой исторической канвы, вплоть до отдельных эпизодов и персонажей, напоминавших о прежних социально-политизированных версиях романа. Сказал – сделал. И в результате получилась история не о том, что человека подмял под себя «век-волкодав», а о том, что Григорий любил Аксинью, да его личному счастью помешали революции и Гражданская война.

И с такой версией можно было согласиться, если бы актерская игра сделала ее убедительной. Но ни у Евгения Ткачука (Григорий Мелехов), ни у Полины Чернышовой (Аксинья) не хватило опыта, творческого и человеческого, им далеко не всегда веришь и сочувствуешь. Порою и вовсе казалось, что на экране разыгрывается водевиль в духе «Бабьего бунта». Конечно, можно молодого артиста Ткачука превратить в брюнета и приклеить ему нос с горбинкой (по Шолохову). Но ухищрения гримеров не могут ему помочь перевоплотиться в Григория Мелехова. Порой они только мешают.

Многие казаки в сериале воспринимались на одно лицо, различить, где Мишка Кошевой, а где – Степан Астахов, было трудно. Да и само повествование разваливалось по ходу просмотра на отдельные эпизоды. Складывалось ощущение, что канал торопился побыстрее показать сериал, чтобы публика успела переключиться на развлечения перед Новым годом. Схема показа (несколько серий в один вечер) просто «похоронила» фильм, который приобрел вместо эпического ритма какую-то суетливую интонацию. И широкая река Дон порой выглядела в кадре речушкой, а музыкальный ряд сериала, невыносимо громкий и назойливый, совсем не соответствовал суровой поступи воссоздаваемого времени.

К актерскому ансамблю тоже можно предъявить немало претензий: каждый играет так, как умеет. Не удивлюсь, если Сергей Маковецкий за роль Пантелея Мелехова получит какую-нибудь награду. Известный артист это заслужил, временами он затмевает остальных – настолько этот мастер самодостаточен в своей характерности. На протяжении четырнадцати серий у разных актеров бывали удачные и провальные эпизоды, но общее ощущение искусственности мешало войти в станичный мир и почувствовать трагедию тех, к кому пришли чужие и разрушили прежний уклад. Смена власти в сериале напоминает знаменитые фразы из прежних картин «про белых», которые пришли, и про «красных», которые тоже пришли. И лучше бы не приходили ни те ни эти...

Но «Тихий Дон» не «Свадьба в Малиновке», а эпос, грандиозные столкновения, которых зритель в сериале так и не увидел. Даже события Первой мировой войны, так повлиявшей на характер Григория Мелехова, скорее обозначены, чем показаны.

Что ж! Подождем новой киноверсии романа. Великим книгам не привыкать. Ведь успели же французы создать более сорока версий «Отверженных». Чем мы хуже?


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 229 (5600) от 07.12.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?