Бельканто «по-русски» прозвучало в Малом зале Филармонии

Солистка Мариинского театра Анастасия Калагина представила в Малом зале Филармонии новую программу камерной музыки, в которой показала, как мода на итальянское бельканто проникала в русскую музыку XIX века.

Бельканто «по-русски» прозвучало в Малом зале Филармонии | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Анастасия Калагина - из тех певиц, которых хочется слушать бесконечно, и прежде всего в сольном концерте. Она владеет безупречной техникой дыхания, не только дающего ровность ее певческим регистрам, но и позволяющего ее пению звучать как живая, естественно льющаяся вокальная речь. Певица хорошо знакома поклонникам Мариинского театра по партиям лирического и лирико-колоратурного репертуара. Среди самых любимых - Снегурочка в одноименной опере Римского-Корсакова. Знают Анастасию и по моцартовским образам. Преуспела она и в россиниевской опере «Путешествие в Реймс», где играет чопорную аристократку мадам Кортезе. А когда дочь царя Ксения, ее героиня в опере «Борис Годунов», выходит плакать «о мертвом женихе», зал замирает, уносясь вслед за ней в историческое далёко. Притом что этот тип голоса - лирическая колоратура — сегодня один из самых распространенных среди женских голосов, Анастасию Калагину невозможно спутать ни с кем. Каждый звук певицы наполнен теплотой и мыслью, а не механикой холодного инструмента, чем щеголяют многие ее коллеги.

Сольные концерты выдающихся певцов - большая редкость сегодня, подготовить такой для оперных певиц сродни подвигу. Чтобы настроиться на своеобразный моноспектакль из любимых песен и романсов, недостаточно выучить тексты - нужно еще их осмыслить, выстроить и умело подать, чтобы держать внимание публики на протяжении двух часов. А еще нужно иметь, что сказать.

Анастасия Калагина соединила приятное с полезным, наслаждение с просвещением, как в лучшие времена русских и европейских салонов, когда камерная музыка служила поводом для встреч единомышленников в узком кругу любителей негромких интеллектуальных бесед. Песни и романсы Глинки и Даргомыжского нам хорошо знакомы, а вот канцоны Беллини - далеко не всем. Разве что малая их часть - тем, кто пристально следит за творчеством Чечилии Бартоли или Юлии Лежневой, включающих их в свои концерты.

Свой концерт Анастасия Калагина и начала с произведений родоначальника моды на бельканто - с семи канцон Беллини. Голос Калагиной просто создан для исполнения этих творений как некий совершенный инструмент. Жаль, в Мариинском давно ушла из репертуара «Сомнамбула», потому что Анастасия, бесспорно, рождена для партии Амины. В ее голосе был слышен теплый лунный свет в песне «Странствующая луна», бесконечная меланхоличность этого лунного тона пригодилась в «Меланхолии», все краски потребовались в «Забвении», не говоря о неиссякаемой нежности - для «Прекрасной Ниче». Всю эту нежность деликатно поддерживал чуткий и по-джентльменски заботливый пианист Василий Попов.

Канцона Per pieta bell idol mio («Ради Бога, ангел мой!») и написана, и прозвучала как небольшая ария, начавшись с умоляющей минорной сексты. Одной из своих фраз в вокальной строке она напомнила о том, что Беллини знаменит во всем мире прежде всего как композитор великой «Нормы». Эту же мысль поддержала и канцона «Подари мне счастье», своим ритмом похожая на молитву Нормы. В «Лети, счастливая роза» каждая нота будто обрела цветочное благоухание.

«Норма» непростительно долго не ставится в Мариинском, знать, маэстро Гергиев никак не найдет достойной жрицы на титульную партию. Зато часто переставляют «Лючию ди Ламмермур» Доницетти, там хоть и выстроена плотная очередь из первостатейных солисток, но есть большая надежда услышать среди них и Анастасию.

Еще большие откровения ждали слушателей во втором отделении. Романсы Глинки и Даргомыжского, пролетевшие как миражи, сменили сочинения Римского-Корсакова, в том числе редко исполняемый романс «Сон в летнюю ночь». В знаменитом восточном четверостишии Кольцова «Пленившись розой, соловей» Анастасия гипнотизировала своим голосом, создавая впечатление остановившегося времени. Сцена же таяния Снегурочки и вовсе повергла зал в транс. Мастерица Анастасия соединила в звуке душу, сердце, интуицию и знания, представив слушателям слишком хрупкий образ Красоты.

#филармония #музыка #концерт

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 016 (6369) от 30.01.2019 под заголовком «Бельканто хрупкой Снегурочки».


Комментарии