Бас, сопрано и бельканто

На фестивале «Площадь искусств» в Большом зале Филармонии выступили с сольными концертами бас Ильдар Абдразаков и сопрано Ольга Перетятько, в программах которых обязательным пунктом были романсы Петра Ильича Чайковского, юбиляра уходящего года.

Бас, сопрано и бельканто | ФОТО предоставлено пресс-службой Филармонии

ФОТО предоставлено пресс-службой Филармонии

Почти ни один из предыдущих пятнадцати фестивалей «Площадь искусств» не обходился без участия в нем вокалистов. Во-первых, с оперой прочно связан творческий путь маэстро Юрия Темирканова, искушенного знатока искусства вокала. Во-вторых, искусство академического пения очень любит петербургская публика. В рамках фестиваля несколько лет назад выступали Анна Нетребко, Дмитрий Хворостовский, Паата Бурчуладзе, Йэн Бостридж и многие другие. В этом году фестивальной публике крупно повезло: два вечера подряд выступали российские певцы, чье искусство очень высоко ценится в мире. Аншлаги обоим здесь были гарантированы еще и потому, что и Абдразаков, и Перетятько – плоть от плоти петербургской культуры, путь обоих проходил через Мариинский театр, с той лишь разницей, что Ольга не дождалась в нем статуса солистки, успев лишь попеть в хоре, после чего уехала учиться в Европу. Ильдар же был и остается солистом Мариинского и даже старается соблюдать здесь регулярность выходов на сцену в нескольких партиях, хотя за рубежом выступает все же намного чаще.

Обоих роднит их обостренное чувство Италии, а если точнее – мастерское владение техникой бельканто. Оба являют феномен последнего десятилетия, когда российские певцы подчас дают фору итальянцам в соблюдении канонов итальянского стиля. Неспроста давним поклонником таланта Абдразакова является сам Риккардо Мути, а Ольгой Перетятько восхищается главный эксперт творчества Россини Альберто Дзедда.

В Большом зале Филармонии и Ильдар, и Ольга не преминули щегольнуть своими козырными картами – итальянской музыкой. Но куда более жгучий интерес вызывали их интерпретации русской камерно-вокальной классики. Ильдар (на снимке) впервые в Петербурге исполнил вокальный цикл «Песни и пляски смерти» Мусоргского, который многие именитые певцы стремятся спеть именно здесь. Эмоционально и психологически сложный цикл требует от певца предельной вокальной и драматической концентрации. Высочайшее мастерство Ильдара позволило ему выйти из этой опасной схватки абсолютным победителем – его интерпретация стала вехой в истории исполнений этого цикла. А уж как он спел «Колыбельную» Чайковского, в которой показал бесконечную отцовскую нежность и ласку! Тут ему могли позавидовать многие сопрано. Во втором отделении певец перешел на французский и итальянский, восхитив благородством манеры в «Трех песнях Дон Кихота» Равеля. Филигранность его исполнения подчеркивала своей игрой грузинская пианистка Мзия Бахтуридзе.

Элегантным партнером для Ольги Перетятько стал Александр Гиндин, хотя в его игре периодически сквозила излишняя манерность. В пучину музыки Чайковского Перетятько бесстрашно кинулась впервые в своей карьере, и все откровения на этом поле ее еще ждут впереди. В тоске и боли знаменитого Вокализа она пока лишь осторожно прикоснулась к плачу-молитве, наметив перспективу для будущих свершений. Куда ближе выразительным возможностям певицы прозвучал романс «Соловей и роза» Римского-Корсакова, спетый на бис. Эксцентрическая школа Россини пригодилась солистке в шутливой песне «Кукушка» Чайковского, которую она посвятила «всем пользователям соцсетей». В ослепительной красе обольстительной примадонны-интеллектуалки предстала певица в ариях любимого Россини, которому отдала второе отделение. Здесь зал был пленен с первых нот. На этот раз Ольга вышла за пределы условностей, смело взяв в руки микрофон. Она прокомментировала свою «пробу пера» в Чайковском, сюжеты арий Россини, а также предложила слушателям задать ей вопросы. Весь зал из уст самой певицы получил приглашение на ее дебютную «Травиату» в Мариинском театре 16 февраля.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 243 (5614) от 25.12.2015.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.