Главная городская газета

Бархат выбрал император

  • 10.12.2015
  • Людмила Емельянова
  • Рубрика Культура
Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

Главные лица моды Петербурга представят «Ассоциации» в Царском Селе

Ежегодный проект проводит своей десятый сезон в пригороде Петербурга. Кто станет его участником? Читать полностью

Запах «Счастья» в Летнем саду

Как связаны «Пирамида», «Коронный», «Прекрасное ожерелье» и картины из овощей - в нашем специальном материале. Читать полностью

Выставка буддийского искусства открылась в Петербурге

Вниманию посетителей готовы представить порядка ста уникальных произведений IX - XVIII веков. Читать полностью

Фестиваль «Михайловское» прошел в Пушкинских Горах

Студенты Пушкинского театрального центра представили пушкиноогорцам свои премьерные спектакли. Читать полностью

«Петербург» в Театре на Васильевском

С драматургом Юлией Тупикиной - автором популярной пьесы - встретился автор «СПб ведомостей». Читать полностью

Первая балетная школа России отпраздновала юбилей

В течение трех дней на сцене Мариинского театра сдавали экзамен выпускники Академии русского балета имени А. Я. Вагановой.
Читать полностью
Бархат выбрал император | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Вчера состоялась церемония открытия после реставрации Петровского (Малого тронного) зала в Зимнем дворце. Первое впечатление: он стал ярче, светлее, окна, как на акварели Гау, затянуты портьерами из лионского бархата. Зал обрел вид, каким он был в середине XIX века

В этом торжественном интерьере и раньше задерживались посетители. Монферран использовал в его отделке вензель императора (две латинские буквы Р), двуглавых орлов и короны. Серебряный с позолотой трон изготовил в Лондоне К. Клаузен. Ниша за троном оформлена в виде триумфальной арки с колоннами из яшмы, картиной «Петр I с богиней мудрости Минервой». В верхней части стен полотна с изображением сражений Северной войны. Все это на фоне панно из красного лионского бархата с золотошвейной отделкой.

Грандиозный пожар 1837 года в числе прочих уничтожил и этот интерьер. Василий Стасов вернул ему первоначальный облик.

За почти полтора столетия текстильный декор зала изменился. Войны, революция, газовое освещение XIX века, грубые реставрации и бесчисленные чистки привели к тому, что бархат потемнел, утратил большую часть ворса, шитье повреждено, а множество мелких деталей утрачено.

Задачей реставраторов стало сохранение золотошвейной отделки и восстановление первоначального убранства зала. Работы длились с 2014 года. Былое великолепие отделке одного из парадных помещений Зимнего дворца возвращали несколько реставрационных лабораторий музея.

Панели сняли со стен, а орлов и золотошвейные детали со старого бархата. Шитье, кружево, шнуры, галуны, бусины, обойные гвозди очистили с помощью лазера в лаборатории научной реставрации драгоценных металлов. Полтора года ушло на разработку методики. Там же восстанавливались серебряные предметы, украшающие зал, – бра, торшеры, канделябры, столы.

Золотошвейный декор зала насчитывает больше семи тысяч деталей. После удаления загрязнений каждую золотую нить орнаментов специалисты лаборатории реставрации тканей перенесли на новый бархат и укрепили в строгом соответствии с их историческим расположением.

Разрушенный бархат стенных панно и обивки трона заменил новый шелковый французский бархат, изготовленный на лионской мануфактуре Prelle – наследнице мануфактуры Le Mire pere & fils. В книгах фирмы нашелся заказ с образцами бархата середины ХIХ века для Зимнего дворца. Выяснилось, на складе лежит рулон, который возили в Петербург на утверждение императору. Ткань яркого алого цвета, совсем не того, к которому привыкли посетители музея.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook