Бархат выбрал император
Вчера состоялась церемония открытия после реставрации Петровского (Малого тронного) зала в Зимнем дворце. Первое впечатление: он стал ярче, светлее, окна, как на акварели Гау, затянуты портьерами из лионского бархата. Зал обрел вид, каким он был в середине XIX века

ФОТО Александра ДРОЗДОВА
В этом торжественном интерьере и раньше задерживались посетители. Монферран использовал в его отделке вензель императора (две латинские буквы Р), двуглавых орлов и короны. Серебряный с позолотой трон изготовил в Лондоне К. Клаузен. Ниша за троном оформлена в виде триумфальной арки с колоннами из яшмы, картиной «Петр I с богиней мудрости Минервой». В верхней части стен полотна с изображением сражений Северной войны. Все это на фоне панно из красного лионского бархата с золотошвейной отделкой.
Грандиозный пожар 1837 года в числе прочих уничтожил и этот интерьер. Василий Стасов вернул ему первоначальный облик.
За почти полтора столетия текстильный декор зала изменился. Войны, революция, газовое освещение XIX века, грубые реставрации и бесчисленные чистки привели к тому, что бархат потемнел, утратил большую часть ворса, шитье повреждено, а множество мелких деталей утрачено.
Задачей реставраторов стало сохранение золотошвейной отделки и восстановление первоначального убранства зала. Работы длились с 2014 года. Былое великолепие отделке одного из парадных помещений Зимнего дворца возвращали несколько реставрационных лабораторий музея.
Панели сняли со стен, а орлов и золотошвейные детали со старого бархата. Шитье, кружево, шнуры, галуны, бусины, обойные гвозди очистили с помощью лазера в лаборатории научной реставрации драгоценных металлов. Полтора года ушло на разработку методики. Там же восстанавливались серебряные предметы, украшающие зал, – бра, торшеры, канделябры, столы.
Золотошвейный декор зала насчитывает больше семи тысяч деталей. После удаления загрязнений каждую золотую нить орнаментов специалисты лаборатории реставрации тканей перенесли на новый бархат и укрепили в строгом соответствии с их историческим расположением.
Разрушенный бархат стенных панно и обивки трона заменил новый шелковый французский бархат, изготовленный на лионской мануфактуре Prelle – наследнице мануфактуры Le Mire pere & fils. В книгах фирмы нашелся заказ с образцами бархата середины ХIХ века для Зимнего дворца. Выяснилось, на складе лежит рулон, который возили в Петербург на утверждение императору. Ткань яркого алого цвета, совсем не того, к которому привыкли посетители музея.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 232 (5603) от 10.12.2015.
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии