Балет с доставкой на дом

В течение семи субботних вечеров, с 16 января по 27 февраля, любители хореографии были прикованы к экранам телевизоров: телеканал «Россия – Культура» представлял очередной сезон своего проекта «Большой балет».

Балет с доставкой на дом  | ФОТО simone mescolini/shutterstock.com

ФОТО simone mescolini/shutterstock.com

В проекте были задействованы лучшие театры страны – Большой, Мариинский, Михайловский, театры оперы и балета Красноярска, Перми и Казани. Участниками стали семь пар молодых артистов, уже завоевавших признание публики и критики. Для постановки новых номеров были приглашены именитые российские и зарубежные хореографы. Программа проекта была четко разграничена и определена по жанрам и эпохам, каждый выпуск отличался своей эстетикой, психологическим настроем и техническими трудностями.

Оценки выставлялись не по баллам: после выступления танцовщиков члены жюри произносили либо «да», либо «нет». Возникали парадоксальные ситуации: нередко эксперты высказывали исполнителям довольно серьезные замечания, но общей оценкой оказывалось, к удивлению зрителей, положительное «да». Создавалось впечатление, что никто никого не хотел обижать. Десятибалльная система, вне сомнений, дала бы возможность судьям ставить более дифференцированные оценки.

В состав жюри вошли звезды мирового балета: Брижит Лефевр, двадцать лет возглавлявшая балет Парижской оперы; Сяо Хуа, профессор Пекинской академии танца; народный артист России Фарух Рузиматов. Четвертое судейское кресло попеременно занимали прима-балерины Большого театра Светлана Захарова, Евгения Образцова, легенда мирового балета Владимир Васильев, художественный руководитель балета театра «Эстония» Тоомас Эдур. Самым суровым судьей оказался Фарух Рузиматов, который, к примеру, из семи возможных оценок поставил исполнителям первого выпуска пять «нет».

В работе жюри была своя драматургия: жест, мимика, взгляд эксперта порой говорили зрителю гораздо больше, чем заключительный вердикт. Тонкие, сугубо профессионального толка замечания делала Евгения Образцова, взрывной темперамент Владимира Васильева словно выталкивал его из судейского кресла – прославленный мэтр показывал молодым танцовщикам, как следовало бы исполнить вариацию, как насытить образ эмоцией и смыслом.

Снимать балет для телевидения – особое искусство. Показывать танцующих артистов сверху бессмысленно, зритель видел лишь их макушки; ничего не добавляли эстетическому восприятию номера отдельно снятые крупным планом пуанты. Во многих случаях грешило световое оформление, проекции на задний план, нередко не отличавшиеся вкусом, мешали рассматривать исполнителей, чьи костюмы сливались по цвету с общей гаммой оформления.

Уже после первых туров стало ясно, что в репертуаре фестиваля значительное место заняла классика: Петипа, Бурнонвиль, Ваганова, Фокин. А также опусы современников, уже давно ставшие классикой, – фрагменты из балетов Григоровича, Якобсона, Аштона, Макмиллана. Многие номера в современной постановке озадачивали, после их исполнения хотелось спросить: «А про что это?»

Приятным исключением стал дуэт на музыку Сен-Санса «Умирающий лебедь», поставленный Алексеем Мирошниченко и с пронзительным драматизмом исполненный танцовщиками из Перми Инной Билаш и Никитой Четвериковым. Красотой линий, лирической задушевностью порадовали артисты Михайловского театра Анастасия Соболева и Виктор Лебедев в дуэте на музыку Шостаковича в хореографии Асафа Мессерера.

Мариинский театр представил в проекте две пары танцовщиков: Рената Шакирова – Кемин Ким и Надежда Батоева – Эрнест Латыпов. Обе пары упорно и достойно поднимались по шкале оценок. Не обошлось без травмы: исполняя партию Принца из балета «Щелкунчик», Латыпов повредил палец руки, но завершил номер и сумел продолжить участие в проекте.

Задолго до финала победу пророчили Ренате Шакировой, выпускнице Академии Вагановой 2015 года, числящейся в табели о рангах в рядах кордебалета. Пророки не ошиблись: Рената с блеском исполнила труднейшие вариации из балетов «Талисман», «Венецианский карнавал», «Эсмеральда», «Лауренсия». Техника Шакировой поражала, каскады пируэтов были безупречными. Члены жюри нередко награждали аплодисментами ее выступления. Партнером Шакировой выступил премьер труппы Кемин Ким, танцовщик фантастических возможностей, передавший в классических вариациях всю красоту русской классической школы танца.

В финале конкурса перед жюри стояла трудная задача: выбрать лучший дуэт из семи участвовавших в балетном марафоне. В этом сезоне на проекте введено новое правило – судьи имеют право добавить дополнительный голос одной из пар. По единогласному решению жюри было вручено два «Гран-при»: Ренате Шакировой – Кемину Киму (Мариинский театр) и Инне Билаш – Никите Четверикову (Пермский театр оперы и балета).

Телевизионный проект показал, что петербургский балет постоянно пополняется одаренными танцовщиками, которые благодаря телевидению стали известны миллионам зрителей.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 034 (5651) от 29.02.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...