Балет приключений и впечатлений

На сцене Михайловского театра состоялась премьера «Корсара» в постановке главного балетмейстера театра Михаила Мессерера.

Балет приключений и впечатлений  | Казалось бы — пираты. А такая романтика! Екатерина Борченко и Леонид Сарафанов в сцене из спектакля.<br>ФОТО Джека Деванта предоставлено пресс-службой Михайловского театра

Казалось бы — пираты. А такая романтика! Екатерина Борченко и Леонид Сарафанов в сцене из спектакля.
ФОТО Джека Деванта предоставлено пресс-службой Михайловского театра

История балета Адольфа Адама «Корсар» столь же причудлива, как и его хореография. Поставленный впервые на сцене Большого театра в Петербурге в 1858 году французским хореографом Жюлем Перро, он до сих пор идет на сценах театров мира. Считается, что сюжет «Корсара» заимствован из одноименной поэмы Байрона. На самом деле либреттисты Сен-Жорж и Мазилье сочинили повествование, весьма далекое от первоисточника, сохранив в основном событийную канву, полную неожиданных поворотов сюжета и морских катастроф.

Хореографов привлекала в либретто возможность сочинять разнообразные танцы – классические и характерные, героические и комедийные. Четыре раза обращался к «Корсару» Мариус Петипа, добавляя сцены и вариации. Среди тех, кто обновлял, редактировал, менял фрагменты либретто или выстраивал новую концепцию взаимоотношений персонажей, были Агриппина Ваганова, Петр Гусев, Константин Сергеев, Юрий Григорович.

В зависимости от хореографа-постановщика балет то разрастался до пяти актов, то, напротив, сжимался до двух. Почти всем балетмейстерам не хватало музыки Адама, и партитура балета дополнялась фрагментами из сочинений Пуни, Дриго, а в некоторых случаях отрывками из произведений Грига, Дворжака, Чайковского, Шопена, Ольденбургского.

За основу своего спектакля Михаил Мессерер взял версию Константина Сергеева, созданную им на сцене Кировского театра в 1973 году и уже давно канувшую в Лету. Мессерер тщательно воспроизвел спектакль Сергеева, тонко и умно отредактировав его. Балетмейстер убежден, что если спектакль не обновляют, не вдыхают в него новую жизнь, то он умирает.

За последнее время труппа Михайловского театра значительно окрепла. «Корсар», став на этот раз трехактным масштабным спектаклем, дает возможность полностью использовать потенциал труппы, подготовить несколько составов исполнителей и представить зрителям как мастеров, так и талантливую молодежь.

В партии главной героини Медоры Екатерина Борченко проявила подлинную танцевальную академичность – элегантное совершенство формы, благородно-строгую манеру. Романтическим мироощущением наполнил образ предводителя корсаров Конрада Леонид Сарафанов. Легкие полетные прыжки прорезали пространство сцены, словно утверждая отвагу и бесстрашие героя. Андрей Касьяненко тонко передал двуличие Бирбанто, человека отважного, но спасовавшего перед блеском золота и превратившегося из соратника Конрада в его завистливого врага. С уверенностью и блеском исполнили сложнейшее па-де-де Невольницы и Невольника Астхик Оганесян и Виктор Лебедев. Лебедев – танцовщик самобытный, большого виртуозного мастерства, у него упругомягкие динамичные вращения, легкий прыжок. Анастасия Соболева блеснула темпераментом, задором и юмором в партии Гюльнары, никогда не унывающей подружки Медоры. Легкость, воздушность ее танца сочетались с выразительной актерской игрой.

Художник Вячеслав Окунев освободил сцену для танца: исчезли громоздкие «взаправдашние» формы пиратского корабля, камерные размеры приобрел грот – убежище пиратов. Художник заменил сложные, съедающие сценическое пространство декорации видеопроекциями, где лишь один символ давал зрителям возможность понять, где происходит действие.

Нелегкая задача стояла перед дирижером Павлом Клиничевым – объединить музыку Адама с фрагментами из сочинений еще семи композиторов. Однако музыкальный руководитель мастерски объединил и отредактировал разнородный материал и создал яркую партитуру, в которой звучали наивная патетика, юмор и гротеск танцевального мелоса, столь типичного для балетного театра далеких времен.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 171 (5544) от 15.09.2015.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.