Главная городская газета

Балет приключений и впечатлений

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

Главные лица моды Петербурга представят «Ассоциации» в Царском Селе

Ежегодный проект проводит своей десятый сезон в пригороде Петербурга. Кто станет его участником? Читать полностью

Запах «Счастья» в Летнем саду

Как связаны «Пирамида», «Коронный», «Прекрасное ожерелье» и картины из овощей - в нашем специальном материале. Читать полностью

Выставка буддийского искусства открылась в Петербурге

Вниманию посетителей готовы представить порядка ста уникальных произведений IX - XVIII веков. Читать полностью

Фестиваль «Михайловское» прошел в Пушкинских Горах

Студенты Пушкинского театрального центра представили пушкиноогорцам свои премьерные спектакли. Читать полностью

«Петербург» в Театре на Васильевском

С драматургом Юлией Тупикиной - автором популярной пьесы - встретился автор «СПб ведомостей». Читать полностью

Первая балетная школа России отпраздновала юбилей

В течение трех дней на сцене Мариинского театра сдавали экзамен выпускники Академии русского балета имени А. Я. Вагановой.
Читать полностью
Балет приключений и впечатлений  | Казалось бы — пираты. А такая романтика! Екатерина Борченко и Леонид Сарафанов в сцене из спектакля.<br>ФОТО Джека Деванта предоставлено пресс-службой Михайловского театра

Казалось бы — пираты. А такая романтика! Екатерина Борченко и Леонид Сарафанов в сцене из спектакля.
ФОТО Джека Деванта предоставлено пресс-службой Михайловского театра

На сцене Михайловского театра состоялась премьера «Корсара» в постановке главного балетмейстера театра Михаила Мессерера.

История балета Адольфа Адама «Корсар» столь же причудлива, как и его хореография. Поставленный впервые на сцене Большого театра в Петербурге в 1858 году французским хореографом Жюлем Перро, он до сих пор идет на сценах театров мира. Считается, что сюжет «Корсара» заимствован из одноименной поэмы Байрона. На самом деле либреттисты Сен-Жорж и Мазилье сочинили повествование, весьма далекое от первоисточника, сохранив в основном событийную канву, полную неожиданных поворотов сюжета и морских катастроф.

Хореографов привлекала в либретто возможность сочинять разнообразные танцы – классические и характерные, героические и комедийные. Четыре раза обращался к «Корсару» Мариус Петипа, добавляя сцены и вариации. Среди тех, кто обновлял, редактировал, менял фрагменты либретто или выстраивал новую концепцию взаимоотношений персонажей, были Агриппина Ваганова, Петр Гусев, Константин Сергеев, Юрий Григорович.

В зависимости от хореографа-постановщика балет то разрастался до пяти актов, то, напротив, сжимался до двух. Почти всем балетмейстерам не хватало музыки Адама, и партитура балета дополнялась фрагментами из сочинений Пуни, Дриго, а в некоторых случаях отрывками из произведений Грига, Дворжака, Чайковского, Шопена, Ольденбургского.

За основу своего спектакля Михаил Мессерер взял версию Константина Сергеева, созданную им на сцене Кировского театра в 1973 году и уже давно канувшую в Лету. Мессерер тщательно воспроизвел спектакль Сергеева, тонко и умно отредактировав его. Балетмейстер убежден, что если спектакль не обновляют, не вдыхают в него новую жизнь, то он умирает.

За последнее время труппа Михайловского театра значительно окрепла. «Корсар», став на этот раз трехактным масштабным спектаклем, дает возможность полностью использовать потенциал труппы, подготовить несколько составов исполнителей и представить зрителям как мастеров, так и талантливую молодежь.

В партии главной героини Медоры Екатерина Борченко проявила подлинную танцевальную академичность – элегантное совершенство формы, благородно-строгую манеру. Романтическим мироощущением наполнил образ предводителя корсаров Конрада Леонид Сарафанов. Легкие полетные прыжки прорезали пространство сцены, словно утверждая отвагу и бесстрашие героя. Андрей Касьяненко тонко передал двуличие Бирбанто, человека отважного, но спасовавшего перед блеском золота и превратившегося из соратника Конрада в его завистливого врага. С уверенностью и блеском исполнили сложнейшее па-де-де Невольницы и Невольника Астхик Оганесян и Виктор Лебедев. Лебедев – танцовщик самобытный, большого виртуозного мастерства, у него упругомягкие динамичные вращения, легкий прыжок. Анастасия Соболева блеснула темпераментом, задором и юмором в партии Гюльнары, никогда не унывающей подружки Медоры. Легкость, воздушность ее танца сочетались с выразительной актерской игрой.

Художник Вячеслав Окунев освободил сцену для танца: исчезли громоздкие «взаправдашние» формы пиратского корабля, камерные размеры приобрел грот – убежище пиратов. Художник заменил сложные, съедающие сценическое пространство декорации видеопроекциями, где лишь один символ давал зрителям возможность понять, где происходит действие.

Нелегкая задача стояла перед дирижером Павлом Клиничевым – объединить музыку Адама с фрагментами из сочинений еще семи композиторов. Однако музыкальный руководитель мастерски объединил и отредактировал разнородный материал и создал яркую партитуру, в которой звучали наивная патетика, юмор и гротеск танцевального мелоса, столь типичного для балетного театра далеких времен.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook