2Vtzqv4Hz9U

Балет «Щелкунчик» на музыку П. И. Чайковского давно стал неотъемлемой частью новогодних праздников

Хореографов разных стран и поколений привлекали и чарующая музыка, и загадочный сюжет новеллы Гофмана о том, как любовь девочки Мари к деревянной игрушке — щелкунчику преодолевает злые чары и превращает героя в прекрасного принца.

Балет «Щелкунчик» на музыку П. И. Чайковского давно стал неотъемлемой частью новогодних праздников | ФОТО Стаса ЛЕВШИНА/предоставлено пресс-службой Театра балета им. Л. Якобсона

ФОТО Стаса ЛЕВШИНА/предоставлено пресс-службой Театра балета им. Л. Якобсона

«Щелкунчик» — долгожитель на балетной сцене. Поставленный впервые в Мариинском театре в 1892 году Львом Ивановым, он обрел новую жизнь в 1934 году в версии Василия Вайнонена, которая считается канонической. Балет уже несколько лет украшает и афишу Театра имени Леонида Якобсона, но, как говорят артисты, спектакль со временем «затанцовывается», стареют костюмы, тускнеют краски декораций. Наступает время, когда необходимо придать спектаклю новое дыхание и уточнить хореографический рисунок, обновить состав исполнителей, найти новое решение некоторых сцен. За эту сложную задачу принялся Николай Цискаридзе, для которого этот балет — часть его творческой жизни, а партия Принца была одной из любимых и часто исполняемых ролей. Труппа с увлечением работала над обновлением спектакля.

Хореограф перенес действие балета в эпоху Бидермайера — стилевого направления в немецком и австрийском искусстве первой половины XIX века, в котором отразились воззрения и вкусы бюргерской среды, ее стремление к интимности и домашнему уюту.

Сторонник выразительной актерской игры в балете, Цискарид­зе внес немало нюансов в сцену сочельника в доме Штальбаумов, родителей Мари. Перед зрителями не просто торжественный раут, но своеобразная ярмарка тщеславия, где можно обрести новые знакомства, представить дочерей и, главное, похвастать роскошными туалетами. Каждый парный танец стал хореографическим этюдом, где значение имели жесты, поворот головы, выразительные взгляды. Художник Татьяна Ногинова создала множество костюмов и головных уборов, каждый из которых — произведение искусства. Мастер вдохновлялась живописью и графикой эпохи Бидермайера, а также картинами Карла Брюллова, создавшего немало портретов светских красавиц.

Своеобразно, с юмором, решил хореограф сцену битвы героев с Мышиным королем, включив в войско Щелкунчика всех кукол, уже знакомых зрителям по первой картине. Кукольное братство, несмотря на хрупкость, мужественно сражалось со своим давним врагом.

«Щелкунчик» — спектакль, гус­то населенный персонажами, в центре которого Мари и Щелкунчик-принц. В партии Мари-принцессы Анна Скворцова обнаружила точное ощущение стиля, соединив нежный лиризм с элегантностью каждой позы и движения. В ее танце звучит тема перехода от юности к зрелости, к таинству жизни, которую она воспринимает с наивной верой в чудо и доброту.

Андрей Сорокин, танцовщик-­виртуоз, великолепен в партии Щелкунчика-принца. Легкий прыжок, вихревые вращения, энергия танца сочетаются с чистотой и законченностью формы. Кажется, что его воля рождает все прихотливые построения кордебалета. В процессе репетиции советы Цискаридзе весьма помогли исполнителю роли. Дуэты героев исполнены музыкальной гармонией, трепетом зарождающейся любви.

В роли друга семьи Штальбаумов, затейника и фокусника, выступил Артем Пыхачев, пока не нашедший точного рисунка партии. Ему не хватает гофмановской магии, он напоминает распорядителя танцев на балу.

Немалой актерской выразительностью и техникой обладает ученица Академии имени А. Я. Вагановой Арина Черданцева, создавшая трогательный образ Мари-девочки.

Кордебалет труппы, отшлифованный (не нахожу другого слова) репетитором Дарьей Павловой, завораживает зрителей в картине снежной бури, эмоциональное воздействие которой усиливается благодаря ярким видеопроекциям (художник — Вадим Дуленко).


#щелкунчик #праздники #хореография

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 233 (7562) от 11.12.2023 под заголовком «Куклы девочки Мари».


Комментарии