Айвазовский навсегда

В книжном клубе «Порядок слов» состоялось представление книги социологов Валерия Козиева и Екатерины Потюковой «Музей и общество».

Айвазовский навсегда | ФОТО сайта fotki.yandex.ru

ФОТО сайта fotki.yandex.ru

Основное содержание этого небольшого, но насыщенного издания составляют результаты 57 социологических исследований, которые авторы и их коллеги по отделу социально-психологических исследований Русского музея проводили на выставках и постоянной экспозиции музея с 1985-го по 2010 год. Всего были опрошены более 22 тысяч человек.

Назовем только самые интересные, на наш взгляд, результаты. В последние 15 лет на выставках искусства XIX века посетителей музея с техническим образованием на 10% больше, чем с гуманитарным. Чем ближе художник к нашим дням, тем он популярнее среди гуманитариев.

Если в 2003 – 2004 годах более 30% зрителей основной экспозиции составляли люди с художественным образованием, то через 6 лет их доля сократилась до 10%. Любопытно, что за это время на основной экспозиции число впервые посещающих музей возросло с 28 до 42 процентов. Это объясняется тем, что в Петербург постепенно возвращается российский турист. Их количество на постоянной экспозиции возросло с 33 до 55%.

Интересно сравнить посетителей выставок Казимира Малевича 1988 и 2000 годов. На первой были почти 25% ИТРов и всего полпроцента школьников. На второй – 11 и 14%, соответственно. Социологи объясняют этот факт тем, что русский авангард стал классикой, вошел в школьные программы.

Спрашивали зрителей и про любимых художников и писателей.

Начнем с писателей, раз мы живем в литературоцентричной стране. В 2000 году парад популярности возглавлял Толстой (11% назвали его любимым), в 2004-м первым был Булгаков (11%), в 2010-м – Достоевский (10%).

Рейтинг популярности художников почти не меняется за последние 20 лет. В 2010 году он выглядел так: Айвазовский, Брюллов, Куинджи, Репин, Серов, Шишкин, Левитан.

Илья Репин, которого обычно считают самым-самым, только в начале XXI века поднимался на 2-е место, но лидирует всегда Айвазовский. Впрочем, понятно, что приходящие в музей – это далеко не все российское общество.

Здесь уместно привести еще одну цифру. Авторы собрали данные о посещаемости пяти крупнейших художественных музеев России (Эрмитаж, ГРМ, ГМИИ, ГТГ, музеи Московского кремля), оценили поток в 50 региональных художественных музеях, и получилось, что в музеи ходят 2% населения страны.

Известный петербургский социолог Виктор Воронков считает этот результат катастрофическим. Конечно, по сравнению с позднесоветскими временами с их «культом культуры» сейчас у людей появилось много других важных и интересных занятий. И музейного бума конца 1980-х годов больше не будет. Но когда средний класс, успешные в экономическом смысле люди игнорируют музеи – это плохая симптоматика для страны.

Как привлечь этот класс в музеи? Это отдельный разговор, но Козиев посетовал, что социологические исследования никак не используются руководителями музеев. Они остаются академическими упражнениями, предметом обсуждения в кругу коллег.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 007 (5380) от 20.01.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?