Айша, Микула и девушка в платке. В Петербурге открылась выставка «Кузьма Сергеевич Петров-Водкин»

Выставка (16+) открылась в KGallery. На ней представлено около 100 произведений мастера из тридцати частных собраний Петербурга и Москвы. Многие картины и рисунки широкая публика увидит впервые. Проект приурочен к 145‑летию со дня рождения художника.

Айша, Микула и девушка в платке. В Петербурге открылась выставка «Кузьма Сергеевич Петров-Водкин» | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Произведения автора знаменитых картин «Купание красного коня» и «Богоматерь Умиление злых сердец» прочно заняли почетные места в собраниях и постоянных экспозициях крупнейших музеев отечественного искусства. В то же время начиная с 1930‑х годов произведениями Петрова-Водкина пристально интересовались ленинградские коллекционеры, это были как гуманитарии, так и техническая интеллигенция. Из самых крупных собирателей назову Илью Палеева, Бориса Окунева, Валентина Новожилова, Абрама Чудновского, Игоря Афанасьева.

Многие картины художника не вписывались в каноны соцреализма, их долгое время не могли приобретать советские музеи. После смерти Петрова-Водкина в 1939 году его вдова Мария Федоровна вынуждена была продавать произведения мужа, чтобы прокормить себя и дочь. Поэтому картины и рисунки художника стали расходиться по коллекционерам, обмениваться, перепродаваться.

Выставка построена по тематическому принципу. Сначала представлены пейзажи и натюрморты, изображения натурщиц, затем — жанровые сцены, портреты, живопись на религиозные сюжеты.

В 1907 году Петров-Водкин соз­дал первый автопортрет, который стал началом большой серии собственных изображений. Художник анализировал себя в разные перио­ды жизни. На картине «Старухи» он изобразил обеих своих бабушек и их родственниц. Исследователи творчества ­Петрова-Водкина полагают, что в этой картине заметно влияние творчества Сезанна и Ван Гога. В начале 1910‑х  эта картина воспроизводилась на почтовых открытках.

«Айша» — так называется картина, изображающая молодую восточную наложницу. По воспоминаниям Елены Дунаевой, дочери художника, отец рассказывал ей, как во время поездки в Алжир приятель Петрова-Водкина, архитектор, который вел строительные работы во дворце, тайно подвел художника к покоям Айши и сквозь щелку в двери со смертельным риском для себя показал красавицу.

Картина «Работница. Девушка в красном платке» является одной из знаковых в наследии Пет­рова-Водкина. Художник считал, что воплотил в этой работе идеальный образ женщины. Акварель «Микула Селянинович» стала эскизом к панно для украшения Театральной площади к первой годовщине Октябрьский революции. В легендарном крестьянине-пахаре нет былинной мощи, зато много «водкинского» символистского изящества.

В собрании Русского музея находится портрет Анны Ахматовой — одно из лучших изображений поэта. На выставке показан эскиз тушью к этому портрету. Особое место занимает портрет математика Леонида Канторовича, будущего нобелевского лауреата. Он относится к 1938 году и считается последней работой художника. В ходе подготовки выставки были проведены технологические исследования, которые показали, что под изображением математика находится автопортрет Петрова-Водкина. Известно, что существовал и другой портрет Канторовича, также датируемый 1938 годом. Он считается финальной версией, которую показывали в 1939 году в Москве на выставке «Индустрия социализма». В 1941 году портрет был отправлен в Донецк в составе передвижной выставки, следы его теряются. Сохранилась только фотография.

В центре религиозного раздела — известная картина «Изгнание из рая», а также редко выставляемые «Богоматерь с Младенцем на фоне осажденного города» 1914 года и «Богоматерь с Младенцем» 1921 года.

Выставку завершают работы учеников Петрова-Водкина. Среди них акварели художницы Бениты Эссен «Колка дров» и «Сказка», которые наглядно иллюстрируют придуманную мастером «сферическую перспективу». Неожиданно представлен Александр Самохвалов — фарфоровыми тарелками «Стрелец» и «Девушка с козочкой», созданными по эскизам художника 1923 года. «Стрелец» долгие годы находился в коллекции самого Самохвалова, что говорит о ценности тарелки.

Выставка работает по 31 декабря.

Читайте также:

В музее «Стрит-арт хранение» открылась выставка «Артефакты»

В Смольном открылась историко-документальная выставка, посвящённая 70‑летию битвы при Дьенбьенфу


#выставка #картины #художник

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 230 (7806) от 04.12.2024 под заголовком «Айша, Микула и девушка в красном платке».


Комментарии