Автографы на столешнице. В Гатчине появилось музейное пространство, посвящённое А. Куприну
Бывал ли Александр Куприн в старинном гатчинском доме на улице Урицкого (бывшей Николаевской), на которой жили командир «синих кирасир» Лев Жирар де Сукантон и великий князь Михаил Александрович, доподлинно неизвестно. Но то, что он мимо него проходил, несомненно. Так что появление в этом здании музейного пространства, посвященного писателю, имеет под собой вполне весомые основания. Да и своим архитектурным стилем дачного модерна оно похоже на «Зеленый домик» на Елизаветинской улице, в котором Куприн обрел семейное счастье и написал свои лучшие произведения.

ФОТО АВТОРА
Увы, дом на Елизаветинской разобрали еще в 1970‑х годах, и восстановить его на прежнем месте уже невозможно: оно занято современными постройками и коммуникациями.
«Для устройства музейного пространства, посвященного Куприну, администрация города безвозмездно передала нам дом на улице Урицкого», — поясняет гатчинский краевед Константин Иванов, участник группы энтузиастов, увлеченных увековечением памяти Куприна в Гатчине.
На протяжении десятка лет ее участники — актеры, режиссеры, журналисты, музыканты, музейные работники — в день рождения писателя (7 сентября) проводят посвященный ему литературно-исторический праздник. Летом прошлого года состоялась акция «Город сирени» — именно так называл Куприн Гатчину. На деньги, вырученные от сданной добровольцами макулатуры, были закуплены саженцы сирени, которые посадили возле памятника писателю на Красной улице — возле того дома, где осенью 1919 года Куприн издавал газету «Приневский край».
Что же касается нового музея, то в нем уже можно увидеть хоть и небольшую, но очень яркую экспозицию. Она создана по мотивам известной фотографии Карла Буллы, запечатлевшего Куприна в его жилище вместе с женой и дочерью.
«Мы внимательно изучаем зафиксированные на фотоснимках детали интерьеров, чтобы подобрать максимально аутентичные экспонаты, — говорит Константин Иванов. — Вот огромное зеркало, игрушечная детская коляска, в углу — икона Казанской Божией Матери, на стене — портновские ножницы… Мы смогли воспроизвести копию самодельного кукольного домика со столиком, сервированным подлинной миниатюрной фарфоровой посудой начала ХХ века. С этим домиком играла дочь Куприна Ксения, называя его «кошкин дом», поскольку его облюбовали и пушистые обитатели дома. На фото за плечом литератора виден игрушечный колесный пароход. Подобный нам еще предстоит найти, это будет очень непросто».

ФОТО АВТОРА
Вообще игрушки у Ксении были довольно дорогие, да и весь дом был ее сказочным миром, в котором она была настоящей королевой. Об этом она потом с удовольствием вспоминала всю жизнь.

Есть в музейной экспозиции и мемориальные вещи. Например, подлинный кухонный стул из дома Куприна на Елизаветинской улице, необычный предмет, служивший то ли подсвечником, то ли губкой для перьев. В одной из витрин — изданная во Франции книга писателя с подлинной дарственной надписью от 8 мая 1924 года. Кем был указанный в ней Анри Корбье, выяснить пока не удалось.
«Мы изучаем буквально каждый эпизод из жизни Александра Ивановича, — отмечает Иванов. — Благо источников довольно много: говоря современными словами, он был медийной личностью. К нему постоянно приезжали журналисты, брали интервью, фотографировали, рисовали шаржи. А еще он придумал такую затею, чтобы на протяжении нескольких месяцев его именитые гости (в их числе Федор Батюшков, Андрей Белый, Иван Бунин, Василий Немирович-Данченко) оставляли свои автографы на дубовом столе. Кто‑то ограничивался скромной подписью, а кто‑то выцарапывал стихи и пожелания».
Позже эту мемориальную столешницу Куприн подарил своему другу коллекционеру Федору Фидлеру. Она сохранилась и нынче находится во Всероссийском музее А. С. Пушкина. А в гатчинском музее теперь красуется «заместитель стола Фидлера», на котором расписались участники проходивших в Гатчине кинофестивалей «Литература и кино», в том числе Павел Чухрай и Никита Высоцкий.
Светлана Крючкова написала: «Спасибо Александру Ивановичу за то, что только благодаря ему обрела профессию на всю жизнь». Актриса рассказала, что ее трижды «срезали» на вступительных экзаменах, и только чтение отрывка из произведения Куприна произвело впечатление на приемную комиссию.
Сегодня в музее проходят показы фильмов, снятых по произведениям Куприна. Организаторы сетуют, что не сохранились дореволюционные экранизации «Ямы» и «Поединка», но зато гордятся наличием шведско-французского фильма «Колдунья» по повести Куприна «Олеся» с Мариной Влади в главной роли. В конце 1950‑х годов он демонстрировался в советском кинопрокате и имел успех у зрителей.
Кстати, Куприн сам выступал сценаристом собственных произведений, а в 1913 году он с друзьями снял комедию положений с клоуном Жакомино в главной роли. До наших дней фильм не дошел, сохранился буквально один кадр.
«Чем бы занимался Куприн, если бы жил в наше время? — пожимает плечами Константин Иванов. — Да продолжал бы творить, выдумывать, «хулиганить». Вот и мы в память о нем тоже снимаем фильмы в стиле немого кино начала ХХ века, в каком‑то смысле продолжая «приключения Куприна и Жакомино».
Читайте также:
В историческом комплексе «Императорская ферма» открывается выставка «Crypto/Ферма»
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 46 (7868) от 17.03.2025 под заголовком «Автографы на столешнице».
Комментарии