Артисты из папье-маше. Большой театр кукол отмечает 90-летие

В этом году петербургский Большой театр кукол (БТК) отмечает 90-летие. Это праздник прежде всего его главных артистов – кукол. Тростевые, перчаточные, планшетные куклы, марионетки... Их в театре богатая коллекция. Многие уже на «пенсии», а кто-то только рождается в театральных мастерских, чтобы выступать в новых постановках.

Артисты из папье-маше. Большой театр кукол отмечает 90-летие | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Есть в БТК волшебная музейная комната, в которой живут больше тысячи кукол. Все они в разные времена выступали на сцене театра. Каждая –  уникальная, имеет свою историю и секрет происхождения. Например, глаза куклы Наины (1936 года рождения) из спектакля «Руслан и Людмила» сделаны из драгоценных камней, которые при свете софитов сверкают особенно волшебно. Грустная Золушка (1963 г.) хранит память о своей создательнице художнике-скульпторе Валентине Ховралевой, которая воплощала в работах детские рисунки.

«Раньше кукол делали ювелирно, была важна каждая мелочь, –  говорит актриса БТК заслуженная артистка России Татьяна Евгеньевна Баркова. –  Каждая кукла была настоящим изобретением. В процессе ее создания принимала участие команда: и режиссер, и художник, и артист. Механика продумывалась с учетом того, чтобы было удобно конкретному артисту. Сегодня в большинстве случаев артист знакомится с уже готовой куклой. А поскольку с недавних пор преемственность в среде кукольных мастеров по ряду причин была нарушена, современным молодым бутафорам приходится начинать с нуля. В результате появилось немало неопытных ремесленников, которые изготавливают кукол негибких, неудобных».

Штатных сотрудников мастерских по производству кукол в БТК можно пересчитать по пальцам одной руки. Зачастую для создания кукол приглашают внештатных мастеров, которые работают на заказ.

Куклы рождаются в столярном и бутафорском цехах, в ход идут дерево, бумага, подручные материалы. Сегодня активно используют пеноплекс, которому можно легко придавать любые формы.

Сначала появляется эскиз будущей куклы. Художник лепит из пластилина голову, разрезает ее на две части и заливает гипсом. После этого пластилин вытаскивают и получают обратный слепок –  форму, которую после просушки обкладывают изнутри папье-маше. Две половинки склеивают и шлифуют.

«Чтобы кукла была прочная, наносится 10 –  12 слоев папье-маше, –  раскрывает секрет актер БТК Иван Солнцев. –  Раньше, чтобы проверить качество папье-маше, изделие сбрасывали с десятиметровой высоты. Если оно не разбивалось, приступали к следующим этапам обработки. Кукольное тело-каркас делают из деревянных элементов. При этом задача мастера не только воплотить образ, но и оживить его с помощью механики, которая обеспечивает кукле подвижность рук, ног, шеи, рта. Затем кукла отправляется к художникам и в швейную мастерскую, где ей делают прическу, оформляют лицо и наряжают».

Создание куклы может занимать от двух недель до полугода. А себестоимость может быть разной в зависимости от вида, размера и сложности исполнения. В среднем кукла может стоить 5 тысяч. Однако цена куклы-марионетки может превышать и 200 тысяч.

«Марионетки –  это уникальные куклы, которые считаются самыми очеловеченными, а соответственно, сложными в изготовлении, –  объясняет Татьяна Евгеньевна. –  Сегодня хороших мастеров, которые делают марионеток, практически не осталось. Да и искусству вождения марионеток сегодня не учат».

К слову, марионетка всегда считалась куклой, подчиняющейся «высшим силам», так как управление ею происходит с помощью нитей сверху –  как бы «с неба». А перчаточная кукла управляется снизу –  «низшими силами». Именно поэтому во многих средневековых спектаклях всех злодеев играли перчаточные куклы, а герои высшего мира выполнялись в виде марионеток.

В России всегда были более сложные и самые «живые» куклы с душой.

На вопрос, кто дает кукле душу –  мастер или актер, Татьяна Баркова однозначно отвечает, что артист. «Художник закладывает кукле характер, –  объясняет она. –  Лицо у куклы может быть злое, а она сама добрая. При этом два разных артиста оживят кукол по-разному».

«Сегодня у театра появляется масса новых возможностей, в том числе технических. Есть попытки создавать кукол с помощью современных технологий, например с использованием 3D-принтера, –  подтверждает главный режиссер БТК Руслан Кудашов. –  Но никакие суперсовременные технологии не заменят натуральное дерево, которое делает кукол живыми. В этой аутентичности есть смысл. Возможно, сейчас это немодно, невостребовано, так как все поглотила цифровизация. Но я уверен, что через пару лет настоящий кукольный театр –  живые куклы, а не роботы –  будет архиважным и жизненно необходимым явлением».



#театр кукол #юбилей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 134 (6972) от 23.07.2021 под заголовком «Откуда у куклы душа».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?